27 мая 2016

Вычет на учебу – по факту оплаты

0 0
Социальный налоговый вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком были осуществлены расходы на обучение, вне зависимости от предварительного или последующего способа оплаты образовательных услуг.

В Конституционном Суде РФ была оспорена конституционность положения подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, предусматривающего право на получение социального налогового вычета, в том числе в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 рублей за налоговый период.
Как следует из представленных материалов, в 2015 году заявительница представила налоговую декларацию по НДФЛ за 2014 год, в которой заявила социальный налоговый вычет за свое обучение в размере 70 000 руб. (обучение происходило в 2014 году, его оплата состоялась в 2013 году). Налоговый орган отказал в предоставлении налогового вычета за 2014 год в указанной сумме, поскольку оплата за обучение была произведена в предыдущем налоговом периоде. Вступившим в силу решением суда заявительнице отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения налогового органа. Как указал суд, социальный налоговый вычет, связанный с обучением налогоплательщика, предоставляется за тот налоговый период, в котором им фактически понесены расходы на обучение.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение ограничивает в праве на социальный налоговый вычет налогоплательщиков, осуществивших предварительную оплату за обучение.
Суд указал, что из положений ст. 219 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 210 Кодекса следует, что налоговый вычет предоставляется с учетом предельно допустимого размера именно за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком были осуществлены расходы на обучение, при этом не имеет значения, вносились ли денежные средства в качестве предварительной оплаты либо расходы были произведены по факту оказания образовательных услуг.
Таким образом, оспариваемая норма позволяет налогоплательщикам при соблюдении установленных налоговым законом условий воспользоваться правом на социальный налоговый вычет, а, следовательно, сама по себе она не может расцениваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.

(Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 № 605-О)