27 декабря 2019

Верховный Суд подтвердил право на вычет НДС по рекламным материалам

0 0

Глава 21 Налогового кодекса не содержит положений, препятствующих принятию к вычету сумм НДС по рекламным материалам, но устанавливает особенности исчисления налога при передаче этих материалов розничным покупателям с учетом их потребительской ценности и незначительной стоимости (менее 100 рублей).

Спор о возможности принятия НДС к вычету по рекламной продукции (каталоги, листовки, стопперы и буклеты), стоимость единицы каждого вида рекламной продукции менее 100 рублей, был рассмотрен в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Основанием для доначисления НДС по данном эпизоду послужил вывод налогового органа о неправомерном принятии к вычету «входящего» налога в нарушение подп. 25 п. 3 ст. 149 и подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса. По мнению инспекции, рекламная продукция не предназначена для использования в облагаемых НДС операциях, поскольку не имеет ценности для потребителей и, соответственно, не может быть использована иным образом, кроме как для получения информации о продавце и его товарах, а не для её реализации покупателям.

Суды трёх инстанций, соглашаясь с выводами налогового органа, исходили из того, что каталоги и брошюры сами по себе не отвечают признакам товара, а являются средством ознакомления покупателей с предложенным продавцом описанием продукции, следовательно, передача этих каталогов и брошюр не образует объекта налогообложения НДС, независимо от величины расходов на их приобретение (создание). Принимая во внимание, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, подлежат вычету только в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, с точки зрения судов, у общества отсутствовали правовые основания для применения налоговых вычетов.

Однако СКЭС Верховного Суда, напомнив о природе НДС – косвенного налога, указала, что для принятия к вычету сумм «входящего» налога имеет значение наличие объективной взаимосвязи между конкретными операциями по приобретению товаров (работ, услуг) и корреспондирующими им операциями, формирующими объект налогообложения у налогоплательщика, а в том случае, когда понесённые издержки на приобретение товаров, работ и услуг носят общий характер (не могут быть соотнесены непосредственным образом с каждой единицей реализуемых товаров, работ и услуг) - направленность данных издержек в целом на обеспечение деятельности налогоплательщика, в рамках которой им совершаются облагаемые НДС операции.

При решении вопроса о принятии к вычету «входящего» НДС по приобретенной налогоплательщиком рекламной продукции значение имеет то обстоятельство, являются ли объектами рекламирования конкретные товары (работы, услуги), реализуемые налогоплательщиком с уплатой НДС и (или) в целом деятельность налогоплательщика, в рамках которой им осуществляются облагаемые налогом операции с объектами рекламирования.

Судебная коллегия пришла к выводу, что глава 21 Налогового кодекса не содержит положений, препятствующих принятию к вычету сумм «входящего» налога по рекламным материалам, но устанавливает особенности исчисления налога при передаче этих материалов розничным покупателям с учетом того, имеют ли передаваемые материалы потребительскую ценность, могут ли они быть отнесены к товарам незначительной стоимости (менее 100 рублей).

СКЭС Верховного Суда отменила состоявшиеся по делу решения судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку не получила должной оценки судов связь расходов на рекламу с облагаемой НДС деятельностью в целом.

(Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748, ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»)

Теги публикации: НДС, Налоговые вычеты