10 января 2020

УСН без уведомления

0 0

Налоговый орган, длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН и обладавший информацией о нарушении порядка начала применения данного спецрежима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения.

25 декабря 2019 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил очередной - № 4 - обзор судебной практики за 2019 год. Одним из решений, включенных в раздел «Практика применения законодательства о налогах и сборах и об обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды» Обзора, является Определение ВС РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705.

Компания «прошла все круги ада», пытаясь отстоять свою правоту в споре с налоговым органом о праве применять УСН. Оспариваемое решение о привлечении к ответственности вынесено было в мае 2017 года. Справедливость восстановлена в июле 2019. Между этими двумя датами и безуспешная попытка отстоять свою позицию в споре с Управлением ФНС, и бесчисленные судебные заседания, в которых дважды судебные инстанции поддерживали налоговиков.

АС Смоленской области 12.09.2017 в решении по делу № А62-5153/2017 указал, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН и с подачей соответствующего заявления в налоговый орган в соответствии с п. 7 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.12 НК РФ. При этом в решении подчеркнуто, что данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А23- 404/2013 (Определением ВАС РФ от 19.02.2014 № ВАС-1386/14 отказано в передаче дела № А23-404/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).

Довод об уведомлении в начале декабря 2012 года налогового органа Обществом в суде документально подтвержден не был. Аргумент налогоплательщика об отсутствии со стороны налогового органа замечаний при приеме налоговой отчетности по УСН, исключающий, по мнению Общества, в силу подп. 4 п. 1 ст. 111 и в соответствии со ст. 109 НК РФ вину в совершении налогового правонарушения и привлечение его к налоговой ответственности, судом отклонен.

То обстоятельство, что Обществом представлялись налоговые декларации по УСН и со стороны Инспекции никаких замечаний не имелось, по мнению ФНС и судов, не могло быть признано иным обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, так как Инспекция до начала выездной налоговой проверки уведомила Общество о допущенных нарушениях, Общество самостоятельных мер по устранению нарушений не приняло.

Однако кассационная жалоба Общества вместе с делом была рассмотрена в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Справедливость была восстановлена.

Несмотря на то, что в соответствии с нормами Налогового кодекса у инспекции имелись правовые основания для принятия оспоренного решения, при принятии решений судами не учтены положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный специальный налоговый режим установлен Законом в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Возможно, что тезис о том, что: «если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации также неоднократно отмечалось, что в силу требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 03.03.2015 № 417-О, от 02.04.2015 № 583-О)» применим не только к спорам о возможности применения УСН.

Искренне надеюсь, что и близкие по смыслу определения мы с радостью обнаружим в решениях нижестоящих инстанций в новом году.

(Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705, ООО Совместное предприятие «Бетула»)

Мария Скорик,

член Палаты налоговых консультантов

Теги публикации: УСН