12 июля 2017

Повышенный земельный налог конституционен

0 0
Применение повышающего коэффициента к сумме земельного налога для земель, приобретенных под жилищное строительство, но используемых для перепродажи, законно – постановил Конституционный Суд РФ.
27 июня Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина о конституционности положений п. 15 ст. 396 НК РФ (в редакции закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ), согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем, приобрел ряд земельных участков с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» для последующей перепродажи. По результатам налоговой проверки налоговый орган сделал вывод, что заявитель занизил размер подлежащего уплате земельного налога, поскольку им ошибочно не был применен к сумме исчисленного налога повышающий коэффициент 2.
Неконституционность оспариваемого законоположения заявитель усмотрел в том, что оно возлагает на него обязанность по уплате земельного налога с повышающим коэффициентом в отношении земельных участков, непредназначенных для жилищного строительства, что противоречит ст. 53, 57 Конституции РФ.
Суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению и указал, что данное регулирование (п. 15 ст. 396 НК РФ), принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в налоговой сфере, по своему содержанию направлено на стимулирование (с использованием налоговых механизмов) соблюдения этапов строительства объектов жилья, что не может расцениваться как нарушающее конституционные права плательщиков земельного налога.
Из представленных заявителем судебных решений следует, что арбитражный суд в его конкретном деле пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для применения коэффициента 2 к сумме исчисленного земельного налога, поскольку имело место последующее изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка (с индивидуального жилищного строительства на размещение инфраструктурных объектов), что, однако, не повлекло за собой отмены оспариваемого решения налогового органа по иным причинам, не связанным с применением оспариваемого законоположения. Таким образом, п. 15 ст. 396 НК РФ сам по себе конституционных прав заявителя в указанном им аспекте не нарушает.

(Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 № 1169-О)
Теги публикации: Земельный налог