20 апреля 2017

Последствия изменения кадастровой стоимости земли

0 0
Конституционный Суд подтвердил, что измененная кадастровая стоимость для целей налогообложения применяется начиная с налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Гражданин Ч. оспаривал конституционность абзаца шестого п. 1 ст. 391 НК РФ, согласно которому измененная кадастровая стоимость для целей налогообложения применяется начиная с налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. По его мнению, это не соответствует в том числе ст. 55, 56 и 57 Конституции РФ, поскольку не позволяет определять налоговую базу по земельному налогу исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции с гражданина Ч. по требованию налогового органа взыскана задолженность по земельному налогу за 2014 год. При этом суд не принял во внимание довод заявителя о том, что для расчета недоимки по земельному налогу налоговым органом использовался завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка. Как указал суд, размер кадастровой стоимости на соответствие рыночной стоимости был оспорен заявителем в судебном порядке в 2015 году, в связи с чем уменьшенный размер кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению только с 1 января 2015 года.
Конституционный Суд РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.07.2014 № 1555-О, анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Однако при этом Конституционный Суд указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований, и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 04.10.2014 года № 284-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ был дополнен положением, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Такое правовое регулирование с учетом названной правовой позиции КС РФ обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.
Следовательно, оспариваемые заявителем законоположения, регулирующие вопросы применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, определенной исходя из рыночной стоимости земельного участка, не нарушают его конституционные права как налогоплательщика.

(Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 487-О)
Теги публикации: Земельный налог