10 ноября 2016

По делу «Когалымавиа»

0 0
Общество, приобретавшее услуги наземного обслуживания судов, оказываемых в аэропортах, освобожденные от налогообложения НДС, и получившее от контрагентов счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе использовать соответствующие вычеты.

Отказ инспекции в возмещении НДС мотивирован тем, что общество, осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, включая международные перевозки, приобретало услуги наземного обслуживания воздушных судов в различных аэропортах, которые в силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от налогообложения НДС, в связи с чем налогоплательщик не вправе включать суммы НДС по таким услугам в состав вычетов, вне зависимости от наличия выделенной суммы налога в выставленных контрагентами счетах-фактурах.
Не согласившись с позицией налогового органа общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды трех инстанций исходили из того, что по своему характеру обслуживание воздушных судов в аэропорту является единым технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление воздушной перевозки.
Суды пришли к выводу, что названные услуги не облагаются НДС в силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, а выставленные контрагентами счета-фактуры с выделенными суммами НДС не соответствуют положениям подп. 10 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса, а потому не могут являться основанием для применения налоговых вычетов по НДС.
В жалобе, направленной в Верховный Суд, общество выражает несогласие с оспариваемыми судебными актами и полагает, что услуги по обслуживанию, за которые не взимаются аэропортовые и аэронавигационные сборы (по обслуживанию, доставке, посадке и высадке пассажиров, обслуживанию бизнес-зала, обработке и доставке грузов, коммерческому обслуживанию пассажиров и т.д.), не связаны с обслуживанием воздушных судов, а потому льгота, установленная подп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, не применяется.
По мнению общества, правомерность выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС подтверждается разъяснениями контролирующих органов по указанному вопросу, а также судебной практикой. Кроме того, разъяснения о том, что спорные услуги облагаются НДС, были получены и самим обществом от налогового органа.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и признала решение налогового органа недействительным.
Поскольку ни глава 21 Налогового кодекса, ни ст. 50 Воздушного кодекса РФ не содержат перечня услуги по обслуживанию воздушных судов, то, по мнению Судебной коллегии, то под такими услугами в целях применения подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ следует понимать любые услуги, оказываемые авиакомпании (заказчику) в рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 07.06.2011 № 17072/10.
Вместе с тем из п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном данным Кодексом, то есть посредством счета-фактуры (п. 1 ст. 169), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
Соответственно, общество, приобретавшее услуги наземного обслуживания судов, оказываемых в аэропортах, и получившее от контрагентов счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе было использовать соответствующие вычеты, а контрагенты обязаны уплатить НДС в бюджет.
(Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-7096)

Теги публикации: Налоговые вычеты, НДС