26 марта 2019

О смешении правосубъектности налогоплательщиков

0 0

Налоговая инспекция эффективно применила нестандартный подход, квалифицировав действия налогоплательщика как безвозмездное оказание маркетинговых и рекламных услуг в пользу управляющей компании.

Решением налоговой инспекции, принятым по результатам выездной налоговой проверки за период 2012-2014 гг., Обществу доначислены налоги в общем размере 413,84 млн руб. Основанием послужил вывод налогового органа о неправомерном завышении расходов при исчислении налога на прибыль организаций и неисчислении и неуплате НДС при реализации безвозмездных рекламных и маркетинговых услуг в адрес контрагентов – взаимозависимых лиц. Соответственно, Обществу было отказано в признании вычета таких расходов для целей налога на прибыль по п. 16 ст. 270 НК РФ, а также был доначислен НДС по пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Суды, делая вывод о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды ввиду приобретения в спорный период рекламных услуг у сторонних лиц не в собственном экономическом интересе, а в интересах взаимозависимого лица – управляющей компании, установили ряд обстоятельств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик не имел реальной экономической самостоятельности, своей продукцией не распоряжался, а его действия по оплате рекламных и маркетинговых услуг в пользу управляющей компании (одновременно являющейся приобретателем основной части продукции налогоплательщика по фиксированным ценам, заниженным относительно цен при дальнейшей реализации оптовым покупателям) носили умышленный характер. При этом суды указали, что смешение правосубъектности налогоплательщиков, являющихся взаимозависимыми лицами, и отнесение расходов, направленных на получение дохода управляющей организацией в связи с оказанием управленческих услуг, на иное лицо, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

(Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 № 310-ЭС19-963 по делу № А36-4222/2017, ООО «Лебедянский»)