18 марта 2016

Контроль цен – компетенция ФНС

0 0
Верховный Суд пришел к выводу, что Минфин России не предоставлял права территориальным налоговым органам проверять цены на соответствие их рыночному уровню.

Письмом Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – письмо) были даны разъяснения ФНС России о порядке налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
Завершает указанное письмо абзац, имеющий следующее содержание:
"В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса".
Этот абзац и послужил основанием для обращения в суд с заявлением о признании его недействующим. По мнению истца, согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" с 1 января 2012 г. территориальные налоговые органы не вправе осуществлять контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами и применять методы определения доходов, указанные в главе 14.3 НК РФ. Оспариваемое положение расширяет полномочия территориальных налоговых органов и сферу применения контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Верховный Суд, отказывая в признании недействующим абзаца двенадцатого письма, пришел к выводам:
- письмо издано Минфином России в пределах полномочий, установленных законом;
- разъяснения в оспариваемой части даны непосредственно ФНС России применительно к ее компетенции при осуществлении налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами;
- ни из буквального, ни из смыслового толкования оспариваемого разъяснения нельзя сделать вывод о том, что Минфин России предоставил территориальным налоговым органам право осуществлять проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением подобных сделок и применять для этой цели методы определения доходов, указанные в главе 14.3 НК РФ;
- использование в разъяснении при разграничении различных случаев термина "манипулирование ценами", определение которого не раскрыто Налоговым кодексом, само по себе также не означает расширение сферы применения контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
- оспариваемый абзац и письмо в целом имеют информационно-разъяснительный характер и не расширяет полномочия территориальных налоговых органов, установленные законодательством о налогах и сборах.

(Решение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383)