30 июня 2017

Когда передача рекламных каталогов не признается рекламой

0 0
Передача рекламных каталогов покупателям в рамках действующих договоров обернулась доначислением налога на прибыль организаций и НДС.
В проверяемом периоде общество включило в состав косвенных расходов суммы затрат, связанных с приобретением и распространением рекламных материалов.  По мнению общества, приобретение рекламных каталогов обусловлено бизнес-моделью, в рамках которой заявитель формирует маркетинговый бюджет, приобретает рекламные каталоги, предоставляет их своим контрагентам с целью донесения информации о своем товаре конечным покупателям, поскольку обои могут быть приобретены конечными покупателями только у контрагентов.
Однако налоговый орган признал неправомерным включение в состав расходов по налогу на прибыль организаций расходов в отношение безвозмездно переданных товарно-материальных ценностей, не относящиеся к деятельности, направленной на получение дохода. Также инспекцией установлено, что в нарушение подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ общество неправомерно занизило налоговую базу по НДС по безвозмездно переданным рекламным каталогам с образцами продукции.
На основании полного и всестороннего исследования материалов дела, судами сделан вывод о том, что общество в проверяемом периоде осуществляло безвозмездную передачу товаров (каталогов с образцами продукции) контрагентам (покупателям) в рамках уже действующих договоров купли-продажи товара в кредит, а контрагенты (покупатели) распространяли только те каталоги с образцами продукции (обоев), в которых содержались образцы продукции, ранее приобретенной у заявителя.
Кассационная инстанция согласилась с выводом судов о том, что инспекция обоснованно установила завышение расходов на приобретение каталогов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а также доначислила НДС с операций по безвозмездной передаче каталогов в адрес покупателей.
Об обоснованности данного вывода свидетельствует совокупность следующих обстоятельств, которые были установлены и оценены судами:
- заявитель принял к вычету НДС по каталогам с образцами обоев, которые в дальнейшем безвозмездно передал в адрес свои покупателей;
- каталоги с образцами обоев реализовывались конкретным покупателям, с которыми у заявителя уже имелись долгосрочные договорные отношения, следовательно, основной критерий понятия "реклама" - реализация товара неопределенному кругу лиц в рассматриваемом случае отсутствовал;
- стоимость каталогов с образцами обоев значительно превышала 100 руб.;
- передача каталогов с образцами обоев для их получателей не носила стимулирующего характера, поскольку такое стимулирование происходило за счет выплаты заявителем в адрес покупателей премий (бонусов) за достижение определенного договорами объема по закупке товаров;
- передача каталогов с образцами обоев не являлась разовой рекламной акцией, а носила регулярный характер и зависела от факта реализации конкретной серии (коллекции) обоев в адрес определенных контрагентов-покупателей;
- заявителем не представлено доказательств, что стоимость переданных безвозмездно каталогов с образцами обоев включена в стоимость основного товара - обоев;
- каталоги с образцами обоев для покупателей заявителя являлись товаром, который использовался ими в предпринимательской деятельности при оформлении салонов магазинов и выставочных стендов (то есть фактически данные каталоги передавались в интересах покупателей заявителя, которые использовали их как инструмент для реализации товара (обоев), наравне со стендами, стойками и другими необходимыми атрибутами магазина или выставочного стенда).

(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 по делу № А40-101493/2016, ООО «Синтра Трейдинг-М»)