14 января 2016

Инвентаризация с участием налогоплательщика

0 0
Требование о предоставлении рабочей силы и контрольно-измерительной техники при проведении инвентаризации налоговым органом в ходе налоговой проверки признано правомерным.

В Верховном Суде было рассмотрено заявление о признании недействующим абзаца второго пункта 2.7 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Пунктом 2.7 Положения установлено, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По мнению налогоплательщика, данная норма вводит дополнительную обязанность налогоплательщика, которая не предусмотрена НК РФ. Из содержания подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ следует, что обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах, которые в силу п. 1 ст. 1 НК РФ могут быть установлены только НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Ст. 31 и 89 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.
Рассмотрев заявление, Верховный Суд пришел к выводу, что закрепляя в оспариваемой норме требование о том, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, Минфин России и МНС России не вышли за рамки предоставленных полномочий, и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Утверждение истца о том, что оспариваемая норма приводит к дополнительным материальным затратам, поскольку обязывает его приобретать дополнительное имущество, а именно весы, измерительные и контрольные приборы, мерную тару, а также нанимать рабочую силу для перевешивания и перемещения грузов, является несостоятельным и основано на неверном толковании норм материального права.
Проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое имеется у него. Соответственно проведение инвентаризации производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным.
На основании этого Верховный Суд абзац второй пункта 2.7 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке признал не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушающим права и законные интересы налогоплательщика.
(Решение Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № АКПИ15-1111)

Теги публикации: Налоговый контроль