16 августа 2018

«Энергетическая» льгота по налогу на имущество не применяется в отношении коммерческой недвижимости

0 0

Предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение — стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год налоговым органом установлен факт неполной уплаты налога в связи с неправомерным применением обществом налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ. В связи с этим вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен к уплате в бюджет налог на имущество организаций в размере 14 851 149 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.

Судами установлено, что общество заявило о применении налоговой льготы в отношении принадлежащих зданий торгово-развлекательного центра и киноцентра, представив энергетические паспорта, подтверждающие соответствие зданий высокому и очень высокому классу энергетической эффективности. Суды отметили, что классы энергетической эффективности были присвоены спорным объектам в момент введения их в эксплуатацию, а также новые паспорта 2016 года лишь подтвердили присвоенные ранее классы энергетической эффективности. На этом основании суды подтвердили право общества на применение налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 Налогового кодекса.

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила решения судов, поскольку судами не учтено следующее.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». Из взаимосвязанных положений п. 5 ст. 2, п. 6 ст. 6, п. 4 ст. 10 и п. 1 ст. 12 Закона об энергосбережении следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.

Таким образом, предусмотренная п. 21 ст. 381 Налогового кодекса льгота имеет целевое назначение — стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.

Само по себе упоминание в пункте 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18) о возможности установления класса энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, по решению застройщика или собственника, не означает, что на такие объекты может быть распространена налоговая льгота.

Представленные налогоплательщиком паспорта энергоэффективности в отношении зданий торгового центра не давали оснований для использования налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 Налогового кодекса. Применение для целей налогообложения энергетических паспортов, составленных самим налогоплательщиком в ситуации, когда законодательством не установлены критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 56 Налогового кодекса недопустимо.

(Определение Верховного Суда РФ от 03.08.3018 № 309-КГ18-5076, ООО «КИТ Екатеринбург»)