22 декабря 2016

Доход для страховых взносов

0 0
Под доходом индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты физическим лицам, для целей исчисления страховых взносов понимается валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов.

Взаимосвязанные положения п. 1 части 8 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) и ст. 227 НК РФ явились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, поскольку на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Напомним, для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода:
- в фиксированном размере (исходя из одного МРОТ) при доходе до 300 000 руб. за расчетный период;
- в повышенном (не более восьмикратного МРОТ) - при доходе свыше 300 000 руб. за расчетный период.
Конституционный Суд отметил, что само указание в п. 1 части 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с п. 1 ст. 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В противном случае не исключена ситуация (как в деле заявителя), когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Также Конституционный Суд указал, что аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2017: причем п. 9 ст. 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
К сведению! Минтруд России настаивал, что величиной дохода является сумма фактически полученного индивидуальным предпринимателем дохода от осуществления предпринимательской деятельности, без применения налоговых вычетов – см. письмо Минтруда России от 01.09.2014 № 17-4/ООГ-692.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П)

Теги публикации: НДФЛ, Страховые взносы