10 сентября 2018

Аннулирование налоговых деклараций – вне закона!

0 0
Анализ судебной практики показывает, что налоговый орган не вправе не только отказывать в приёме поданных налоговых деклараций, но и в одностороннем порядке аннулировать (отзывать) поданные налоговые декларации.

     Письмом ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 до налоговых органов доведена Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций.

     Однако процедура отзыва (аннулирования) налоговых деклараций в одностороннем порядке налоговыми органами не предусмотрена ни нормами НК РФ, ни положениями Административного регламента ФНС России, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н (далее - Административный регламент).

       Налоговая декларация, не содержащая ошибки и принятая налоговым органом, не может быть аннулирована (отозвана) в одностороннем порядке самим налоговым органом – по ней должна пройти камеральная проверка с оформлением соответствующего акта. Отозвать (аннулировать) поданную налоговую декларацию может только сам налогоплательщик – путём подачи уточнённой налоговой декларации.

      Арбитражная практика подтверждает, что налоговые органы не вправе отказать в приёме налоговых деклараций по субъективным мотивам.

      Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 по делу № А67-9224/2017 констатируется:

     - инспекцией было отказано в приёме налоговой декларации (расчёта) со ссылкой на п. 28 Административного регламента, поскольку декларация содержит ошибки и не принята к обработке;

  • требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии деклараций;
  • налоговый орган, направляя уведомление об отказе в приеме декларации, не указал, какие именно ошибки содержит указанная декларация; доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено; Инспекцией не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали реквизиты, указанные в п. 194 Административного регламента.
  • в силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • в целях выполнения налогоплательщиком данной обязанности ст. 80 НК РФ закреплено положение, согласно которому налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме;
  • перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) установлен в п. 28 Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию;
  • необоснованный отказ в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщиком возложенной на него ст. 23 НК РФ обязанности по представлению декларации;
  • ссылка налогового органа на недобросовестность Общества, недостоверность и неполноту сведений в представленной налоговой декларации была предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонена ими, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законодательством о налогах и сборах в качестве основания для отказа в принятии представленной налогоплательщиком налоговой декларации…

     Следует также отметить, что в решении суда первой инстанции - АС Томской области от 31.01.2018 по делу № А67-9224/2017 подчёркнуто:

  • приём деклараций является государственной услугой;
  • исходя из анализа норм действующего налогового законодательства, такие обстоятельства, как то, что ООО обладает признаками «транзитной» организации, фактически финансово-хозяйственную деятельность не ведёт, по юридическому адресу не располагается и т.д. (на что указывает налоговый орган) не влекут за собой отказ в принятии налоговой отчётности.

      В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 по делу № А67-8529/2017 также присутствуют аналогичные выводы.

       В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.08.2018 по делу № А67-9223/2017 рассмотрен спор о признании незаконными действий ИФНС по непринятию декларации по НДС. Не соглашаясь с проигрышем в двух судебных инстанциях, ИФНС подала жалобу суд кассационной инстанции, указывая на то, что налогоплательщик обладает признаками «транзитной» организации, его деятельность характеризуется признаками создания формального документооборота для формирования недостоверной отчетности, в связи с чем представленная налоговая декларация не отвечает установленным в п. 5 ст. 80 НК РФ принципам полноты и достоверности, однако кассационная инстанция согласилась с судами, которые исходили из отсутствия в рассматриваемом случае правовых оснований для непринятия ИФНС налоговой декларации:

  1. административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по ТКС, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом;
  2. перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) установлен в п. 28 Административного регламента, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. При этом, как правомерно отмечено судами, требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии деклараций;
  3. в рассматриваемом случае инспекция, ссылаясь на п. 28 Административного регламента, отказала обществу в приеме декларации по НДС за 3 квартал 2017 года на основании «декларация содержит ошибки и не принята к обработке»;
  4. вместе с тем, как обоснованно указано судами, п. 28 Административного регламента не предусмотрено в качестве основания для отказа в приеме декларации наличие в ней ошибок; в силу п. 5 ст. 80 НК РФ подписание налоговой декларации уполномоченным лицом свидетельствует о подтверждении им полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений; исходя из положений ст. 80 и 88 НК РФ, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 23.04.2015 № 736-О, налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки;
  5. судами учтено, что в уведомлении об отказе в приеме налоговой декларации не указано на конкретные ошибки, которые содержит спорная декларация.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о недоказанности инспекцией наличия правовых оснований для отказа обществу в принятии спорной налоговой декларации. Довод кассационной жалобы ИФНС о создании обществом формального документооборота для формирования недостоверной отчетности, исходя из положений ст. 80 и 88 НК РФ, не опровергает выводы судов о незаконном отказе инспекции в приеме спорной налоговой декларации.

Ссылка ИФНС на определение Верховного Суда РФ от 14.11.2016 № 301-КГ16-14880 не может быть принята во внимание, поскольку оно принято по делу с иными фактическими обстоятельствами. (В Определении ВС РФ от 14.11.2016 № 301-КГ16-14880 по делу № А43-24844/2015 речь шла о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, оформленной актом - достаточно характерный случай, когда налоговые органы пытаются ввести в заблуждение судей, ссылаясь на судебные решения с иными обстоятельствами!)

Выводы:

Мы проанализировали последние решения судов, чтобы показать вектор правоприменительной практики: если принято незаконное решение ИФНС, даже основанное на письме ФНС, принятое с нарушением действующего законодательства, суды поставят всё на свои места и примут решение, основываясь исключительно на нормах закона, а всех налогоплательщиков, которые сталкиваются с отказами в приёме налоговых деклараций, мы вооружаем позицией судов.

Если же ситуация будет «зеркальной» и вам откажут в налоговом вычете НДС по причине «аннулирования» налоговым органом налоговой декларации по НДС у вашего контрагента (поставщика, исполнителя, подрядчика), то и здесь пригодятся вышеприведённые аргументы: налоговые органы не вправе не только отказывать в приёме поданных налоговых деклараций, но и не вправе в одностороннем порядке аннулировать (отзывать) поданные налоговые декларации!  

Александр Медведев, к.э.н.,
генеральный директор ООО «Аудит БТ»,
член Палаты налоговых консультантов,
консультант по налогам и сборам I категории