26 июля 2019

Земельный налог по участкам с более чем одним видом разрешенного использования

0 0
ФНС России рекомендовала применять позицию Минфина: при исчислении налога в отношении земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного участка кадастровая стоимость.

В письме ФНС России от 02.07.2019 № БС-4-21/12898 чиновникам снова пришлось решать вопрос о ставках земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешённого использования «под жилую и нежилую застройку».

В п. 1 ст. 394 НК РФ определены категории земель и виды разрешённого использования земельных участков, в отношении которых размер налоговой ставки по налогу, устанавливаемый представительными органами муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), не может превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности:

  • отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретённых для жилищного строительства;
  • приобретённых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

В отношении прочих земельных участков применяется налоговая ставка в размере 1,5 процента.

При этом муниципальным властям на основании п. 2 ст. 394 НК РФ предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешённого использования земельного участка.

В отношении исчисления налога с более чем одним видом разрешённого использования земельного участка налоговики предложили учитывать позицию Минфина России из письма от 17.01.2013 № 03-05-05-02/02. Там указано, что при исчислении налога в отношении земельного участка из земель населённых пунктов с более чем одним видом разрешённого использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешённого использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость. (См., также, письмо Минфина России от 19.02.2014 № 03-05-05-02/6903).

В письме Минфина России от 18.06.2015 № 03-05-04-02/35168 чиновники также сослались на арбитражную практику: постановления ФАС Московского округа от 06.02.2014 № Ф05-18028/2013; от 20.12.2013 № Ф05-16183/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 N А56-39981/2008.

Однако тут, к сожалению, ситуация спорная. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 26.02.2018 по делу № А44-4399/2017 судьи признали совершенно правомерным исчисление земельного налога в отношении отдельных частей одного и того же участка по разным ставкам. Отметим, что на этом как раз настаивала налоговая инспекция. При этом судьи сослались на Постановления ВАС РФ от 20.11.2012 № 7943/12, Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 № 5743/10 и Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 13016/11. 

Отметим, что АС Северо-Западного округа фактически нивелировал письмо Минфина России письма от 17.01.2013 № 03-05-05-02/02. Судьи решили, что Методические указания, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, на которых и построен вывод из упомянутого письма, применимы при определении кадастровой стоимости земельного участка, но не регулируют порядок налогообложения. Последний же, согласно положениям п. 2 ст. 391 НК РФ, требует применения различных налоговых ставок в случае, если земельный участок имеет несколько видов разрешённого использования.

Может быть поэтому, а может быть и нет, но налоговики в комментируемом письме дополнительно указали, что по вопросам, связанным с применением налоговых ставок по земельному налогу, установленных решениями муниципальных властей, следует обращаться в финансовые органы данных муниципальных образований.

В общем, имеем позицию чиновников, две противоположные позиции арбитражных судов и полное недоумение налогоплательщиков, как же им всё-таки поступить.

Письмо ФНС России от 02.07.2019 № БС-4-21/12898