21 апреля 2017

Закон туманен... Разбирайтесь сами

0 0
Налоговые льготы и налоговые ставки – это разные элементы налогообложения, поэтому при проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у налогоплательщика представления документов, подтверждающих применение пониженных налоговых ставок.
Ну, а как ещё можно трактовать письмо Минфина России от 02.03.17 № 03-02-07/1/12009?
Всем известно, что законно уплатить меньшую сумму налога можно в случае, если компания частично освобождена от уплаты налога или имеет право применять пониженную налоговую ставку.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговики потребовали от компании доказать её право на применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций. Поскольку компания этого не сделала, налоговики наказали её по ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля".
Налогоплательщик обратился в Минфин России за разъяснением: имели ли налоговики такое право?
Сначала финансисты были вынуждены признать, что, формально, налоговики такого права не имели.
Согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требовать от налогоплательщиков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты. Проведение камеральных налоговых проверок регулируется в ст. 88 НК РФ.
В силу п. 7 ст. 88 НК РФ налоговики при проведении камеральных налоговых проверок не вправе истребовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, истребование которых не предусмотрено в ст. 88 НК РФ, или документы, представление которых вместе с налоговыми декларациями или расчётами не предусмотрено в НК РФ.
Как указано в п. 6 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения о льготируемых операциях или имуществе, или документы, подтверждающие право на такие налоговые льготы.
Что касается налога на имущество, то там — в ст. 381 НК РФ - установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога. При этом там не предусмотрен такой вид льготы, как пониженные налоговые ставки.
Более того, согласно п. 2 ст. 372 НК РФ устанавливая налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных в гл. 30 НК РФ. Но также при установлении этого налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.
В общем, очевидно, что налоговое законодательство довольно чётко отделяет налоговые льготы от пониженных налоговых ставок. Совершенно однозначно это было признано чиновниками в письме Минфина России от 03.09.15 № 03-05-05-01/50668.
А вот дальше в комментируемом письме финансистов пошло явно что-то невнятное.
На основании п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, или уплачивать его в меньшем размере.
Исходя из этого можно сделать вывод, что и пониженные налоговые ставки тоже можно считать элементом льготного налогообложения...
Чиновники признают, что сейчас в НК РФ нет прямой обязанности налогоплательщиков подтверждать при проведении камеральной налоговой проверки своё право на пониженную налоговую ставку, и Минфину России хотелось бы, чтобы такая обязанность была прямо закреплена в законе.
Но, с другой стороны, и КС РФ не исключает, что неточность в изложении закона сама по себе не предрешает каждый раз вывода об отступлении от принципов законодательства о налогах и сборах, обязательных в правовом государстве, если она лишь затрудняет уяснение закона, но не делает неустранимой его формальную неопределённость...
Видимо, чиновники хотят сказать, что формально налоговики не имеют права требовать спорные подтверждения, а если не совсем формально — то таки могут. «Если нельзя, но очень хочется...».
И как итог: финансисты объясняют, что ничего указывать налоговикам в этом вопросе не могут. А если налогоплательщик решением налоговой инспекции недоволен, то обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном в гл. 19 НК РФ.

Письмо Минфина России от 02.03.17 № 03-02-07/1/12009
Теги публикации: Налоговый контроль