25 февраля 2019

Вот – новый поворот: обременения строительства – за счёт чистой прибыли?

0 0

Казалось бы, решённый вопрос об учёте в целях налогообложения прибыли расходов на возведение объектов социальной инфраструктуры вновь остро стоит перед инвесторами.

      Достаточно часто инвестиционные договоры имеют обременения: за то, что местные власти предоставили земельный участок для застройки, застройщик должен возвести объекты социальной инфраструктуры (детские сады, коммуникации и т.д.) и передать их местным властям.

     В настоящее время по-прежнему актуальным является вопрос о признании у застройщика расходов в виде договорных обременений, поскольку новый поворот в этом вопросе совершил Верховный суд РФ в июне 2018 года, и эту проблему обозначил Президент РФ В.В. Путин 5 декабря 2018 г. в поручении российскому правительству и 20 февраля 2019 г. в Послании Федеральному собранию Российской Федерации.

     Напомним историю вопроса:

     - в письме Минфина России от 23.05.2007 № 01-02-01/03-893 было разъяснено: в случае если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

     - указанная позиция стала и официальной позицией арбитражных судов. Так, в частности, в Определении ВАС РФ от 20.05.2010 № ВАС-5819/10 по делу № А08-1237/09-1 было признано, что при наличии в рамках инвестиционного контракта на строительство объектов недвижимости дополнительных обременений в интересах органов местного самоуправления, без несения соответствующих расходов у организации отсутствует возможность осуществления строительства. В этом случае со стороны органа местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления земельного участка и разрешения на строительство). Расходы общества необходимо рассматривать как экономически обоснованные затраты капитального характера, осуществляемые в интересах органов местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

   Однако в Определении Верховного суда РФ от 25.06.2018 № 308-КГ18-8498 по делу № А32-10253/2017 присутствует противоположное мнение:

   - деятельность общества, связанная со строительством объектов инженерной инфраструктуры в целях их последующей безвозмездной передачи в муниципальную собственность, не направлена на извлечение прибыли и не позволяет обществу принять НДС к вычету по приобретённым товарам (работам, услугам), а также учесть соответствующие затраты в составе расходов в целях налогообложения прибыли;

      - произведенные обществом расходы на возведение объектов на спорном участке и безвозмездно переданные в собственность муниципального образования в силу п. 16 ст. 270 Н К РФ не подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

     Вместе с тем нижестоящие суды по-прежнему придерживались логики, изложенной в письме Минфина России от 23.05.2007 № 01-02-01/03-893, - так, в постановлении АС Центрального округа от 09.07.2018 по делу № А48-5803/2017 констатируется:

    - при реализации инвестиционных соглашений стороны осуществляли двусторонние взаимные действия, результатом которых явилось возведение объектов недвижимости, поступивших в собственность акционерного общества (вместе с земельными участками, на которых они расположены), и объектов инфраструктуры, поступивших в собственность администраций муниципальных образований в соответствии с условиями этих соглашений;

    - при этом вкладом акционерного общества явилось осуществление строительно-монтажных работ и их финансирование, вкладом администраций - осуществление действий организационно-распорядительного характера, связанных с выдачей и согласованием соответствующих разрешений и документации, связанной со строительством;

    - при этом суды учли довод Общества о том, что строительство объектов инфраструктуры и работы по благоустройству территорий и улиц фактически представляли собой инвестиционное обременение в связи с получением земельных участков для строительства и опровергает утверждение налогового органа о том, что объекты инфраструктуры, созданные в результате исполнения инвестиционных соглашений, переданы в муниципальную собственность безвозмездно;

    - судами обоснованно учтено, что возведенные на приобретенных земельных участках объекты основных средств, перешедшие в собственность Общества - гостиница и центр спортивно-зрелищных мероприятий, в стоимости которых учтены расходы по строительству объектов инфраструктуры, затраты по которым переданы в муниципальную стоимость, используются им в деятельности, облагаемой НДС, либо планируются к такому использованию, что налоговым органом не оспаривается.

     Вопрос, казалось бы, решённый в 2007 году относительно признания у застройщика при исчислении налогооблагаемой прибыли договорных обязательств по инвестиционным договорам, опять стал актуальным в 2018 году.

      Более того – данная проблема дошла до Президента РФ В.В. Путина, который по итогам встречи с главой «Деловой России» 5 декабря 2018 года дал поручение Правительству рассмотреть вопрос и представить предложения о целесообразности предоставления застройщикам возможности уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, понесённых при реализации проектов комплексной застройки территорий в связи с созданием объектов социальной и инженерной инфраструктуры, передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

     Эта же проблема вновь поднята и в Послании Президента РФ Федеральному собранию 20 февраля 2019 г.: «…Сегодня, когда строительные компании передают государству или муниципалитетам социальные объекты, они вынуждены ещё и заплатить с них налог на прибыль и НДС. Нужно освободить застройщиков от этого бремени, имею в виду в том числе и наши новации в строительной сфере, и тем самым стимулировать именно комплексное развитие наших городов и посёлков, когда рядом с жильём есть всё необходимое семье: и поликлиника, и школа, и спортивные площадки. Чтобы родители могли работать, учиться, быть счастливыми, получать удовольствие от отцовства и материнства».

    Так что будем ждать разрешения данной проблемы на законодательном уровне с приданием новой норме обратной силы.

Александр Медведев, к.э.н.,

генеральный директор ООО «Аудит БТ»,

член Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам I категории