19 июня 2017

В порядке универсального правопреемства

0 0
Отсутствие регистрации прав собственности на земельный участок у организации, реорганизованной в порядке преобразования, не является основанием для отказа налоговым органом в принятии декларации по земельному налогу.
Интересно, для кого пишет письма вышестоящее налоговое начальство, если на местах их, по-видимому, даже не читают?
В дикую ситуацию попало общество, преобразовавшееся из ФГУП в АО. Организация пытается сдать налоговую декларацию, а местные налоговики отказываются ее принимать!
Как так вышло?
Дело в том, что в 2017 году преобразованное общество не смогло завершить процедуру регистрации прав собственности на земельные участки. А ведь сведения о наличии объекта налогообложения поступают в налоговую инспекцию из органов, осуществляющих регистрацию прав собственности — п. 4 ст. 85 НК РФ. И вот территориальные инспекции, в которых общество не состоит на учёте по причине отсутствия у него обособленных подразделений на подведомственной им территории, не принимают по телекоммуникационным каналам связи декларацию по земельному налогу, ссылаясь на отсутствие объекта налогообложения!
Налогоплательщик в полном недоумении. Ведь в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 чётко разъяснено, что при универсальном правопреемстве, (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследования) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся налогоплательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В силу этого новое общество должно было бы заплатить земельный налог за 2016 год.
Налоговики же на местах объяснили, что как только земельные участки будут привязаны к ИНН общества, сразу можно будет подавать налоговые декларации.
Такое решение общество совсем не устроило: за несвоевременную подачу декларации предусмотрена ответственность как по ст. 119 НК РФ, так и по ст. 15.1 КоАП РФ.
Налогоплательщику пришлось отправить спорную декларацию в бумажном виде почтой, хотя для него п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрена подача деклараций по ТКС. И за несоблюдение формы подачи предусмотрен штраф по ст. 119.1 НК РФ.
Вышестоящее налоговое начальство действиям местных налоговиков удивилось и в письме ФНС России от 28.04.2017 № БС-4-21/8209@ подтвердило, что п. 5 указанного выше Постановления ВАС РФ нужно выполнять.
Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утв. приказом ФНС России от 28.10.11 № ММВ-7-11/696@, при представлении налоговикам по месту учёта организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период за реорганизованную организацию, (в том числе в форме преобразования одного юридического лица в другое), в Титульном листе указываются ИНН и КПП организации-правопреемника, а в реквизите "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации.
При этом в ст. 83 НК РФ установлены следующие правила.
Компании подлежат постановке на налоговый учёт соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества.
Постановка на учёт российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной организации, производится на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Согласно письму ФНС России от 22.04.15 № СА-4-14/6905@ при поступлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, и наличии в налоговой инспекции сведений, содержащихся в ЕГРН, о действительных на момент реорганизации постановках на учёт по месту нахождения недвижимого имущества российской организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, налоговики по месту нахождения указанного имущества обязаны поставить на учёт российскую компанию, созданную в результате реорганизации в форме преобразования.
В общем, получается, что ссылка местных налоговиков на п. 4 ст. 85 НК РФ в данной ситуации неправомерна. И они обязаны были принять у компании налоговые декларации по земельному налогу именно тогда, когда она их предоставила.

Письмо ФНС России от 28.04.2017 № БС-4-21/8209@