16 января 2018

В командировку самолётом: без справки никуда

0 0
Минфин России настаивает, что при отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику для подтверждения факта полёта работника необходимо у авиаперевозчика получить справку.

Вопрос о документальном подтверждении полётов командированных работников продолжает волновать умы — письмо Минфина России от 18.12.17 № 03-03-Р3/84409.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Но дело в том, что сейчас при покупке и оформлении проезда очень активно используется интернет и распечатки с сайта. А для подтверждения расходов нужна Бумага! Осязаемая. Желательно с подписями и печатью.

Однако Минтранс России далёк от интересов налогоплательщиков и налоговых органов, и в настоящее время действует такая система. Согласно п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.06 № 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции, (это просто выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), является документом строгой отчётности и применяется для денежных расчётов без применения ККТ. На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.07 № 82 при регистрации на рейс пассажиру выдаётся посадочный талон, в котором указываются его ФИО, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту.

Итак, больше пассажир от авиакомпании ничего не получит. Но налоговикам этого мало. Им нужен штамп о досмотре, который, по идее, должны проставить пассажиру при посадке в его посадочном талоне.

А что делать, если штампа нет? А его запросто может не быть потому, например, что во многих аэропортах за границей не предусмотрено проставление штампа о досмотре на посадочном талоне, так как используется электронная система, автоматически пропускающая пассажира на досмотр при приложении кода на электронном посадочном талоне к сканирующему турникету.

Тогда чиновники предлагают компании получить у авиаперевозчика справку о том, что данный гражданин действительно летел самолётом по указанному маршруту, или какой-нибудь другой документ, подтверждающий этот полёт. (Очевидно, что тут уже точно без «подписей и печати» обойтись не удастся).

Такое требование чиновники предъявляют не в первый раз — см., например, письма Минфина России от 06.06.17 № 03-03-06/1/35214 и от 09.10.17 № 03-03-06/1/65743.

Кстати, справка отлично заменит утерянные документы о полёте — см., например, письма Минфина России от 18.05.15 № 03-03-06/2/28296, от 07.06.13 № 03-03-07/21187 и от 27.02.12 № 03-03-07/6.

И, в общем, как-то неожиданно получается, (в виду повсеместной автоматизации, использующей сканирование и исключающей проставление штампов), что единственным шансом для компании подтвердить полёт своего командированного работника становится эта самая пресловутая справка.

Письмо Минфина России от 18.12.17 № 03-03-Р3/84409