21 августа 2019

Содержание основного средства до ввода в эксплуатацию: не так всё просто

0 0
Расходы, связанные с содержанием основного средства, осуществленные до ввода его в эксплуатацию, включаются в первоначальную стоимость основного средства и учитываются через механизм начисления амортизации. Всегда ли?

Ответ, который чиновники дали налогоплательщику в письме Минфина России от 23.07.2019 № 03-03-06/1/54727, в целом верен. Но не совсем.

Для уплаты налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, произведённые налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен в ст.  257 НК РФ, согласно положениям которой первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных в НК РФ.

Следовательно, расходы, связанные с содержанием основного средства, произведённые до ввода его в эксплуатацию, включаются в первоначальную стоимость основного средства и учитываются через механизм начисления амортизации в порядке, предусмотренном в ст. 259 НК РФ.

Странно, но в этом письме чиновники не добавили своё обычное «заклинание», что их позиция никого ни к чему не обязывает. И на этот раз зря.

Вся эта система легко и просто работает, когда речь идёт о каком-нибудь станке. А что делать, если речь идёт о недвижимости, например, о торговом комплексе? Ведь ещё до того, как он будет введён в эксплуатацию, владелец несёт серьёзные затраты на его охрану, отопление, освещение, работу лифтов и тому подобные вещи.

Этот вопрос чиновники рассматривали в письмах Минфина России от 24.02.2012 № 03-03-06/2/23 и от 22.05.2013 № 03-03-06/2/18071. Они решили, что подобные расходы, связанные с содержанием имущества до его перевода в состав основных средств, не могут учитываться для целей налогообложения прибыли как не соответствующие положениям ст. 252 НК РФ. Ведь до ввода объекта в эксплуатацию еще не понятно, будет ли он использоваться в предпринимательской деятельности. Однако такие затраты могут быть учтены в составе материальных расходов после перевода имущества в состав основных средств, так как с этого момента очевидно, что понесенные компанией затраты направлены на получение дохода.

Однако появилась судебная практика, которая полностью опровергла позицию чиновников. Давайте посмотрим, например, на постановление АС Центрального округа от 18.09.2017 № Ф10-3565/2017 по делу № А48-6048/2016. Ещё до введения торгового комплекса в эксплуатацию налогоплательщик нёс такие затраты как обеспечение пропускного режима и сохранности имущества арендаторов, техническое обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, лифтов, котельной и т.д. Налоговики не нашли ничего лучшего, чем вообще отказать в признании этих затрат для целей уплаты налога на прибыль. Суд не согласился с таким подходом и указал, что понесённые налогоплательщиком спорные расходы не могут быть отнесены к достройке, дооборудованию, модернизации и реконструкции объекта, так как они не были направлены на доведение объекта до состояния готовности. Эти затраты, непосредственно относящиеся к обязанностям арендодателя по договору аренды помещений, могут приниматься для целей налогообложения прибыли в качестве текущих расходов. 

Так что однозначного решения здесь, как видите, нет, и каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно.

Письмо Минфина России от 23.07.2019 № 03-03-06/1/54727