25 января 2019

Реклама и НДФЛ

0 0
Физические лица, получающие доходы от размещения рекламных баннеров, являются плательщиками НДФЛ.

Ах, какое оно лукаво короткое – это письмо Минфина России от 12.12.18 № 03-04-05/90165. Что там?

Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закреплённую в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Таким образом, физические лица, получающие доходы от размещения рекламных баннеров, являются плательщиками НДФЛ.

Может быть, речь идёт о тех бедолагах, что зарабатывают на жизнь расклейкой рекламных листовок? Ой, что-то нам подсказывает, что речь идёт совсем о другом. О том, о чём давным-давно говорилось в письме Минфина России от 19.06.12 № 03-04-06/3-171. Это было так давно, что не грех и вспомнить…

Предположим, что в вашем доме есть ТСЖ. Вы в него входите. Руководство ТСЖ, представляя ваши интересы по достойной эксплуатации дома, заключает договора на размещение рекламы на внешних стенах и крыше дома, а вырученные средства направляет на его ремонт и содержание. А теперь – сюрприз!

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Про п. 1 ст. 210 НК РФ нам уже напомнили финансисты в комментируемом письме. И в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, или по его поручению на счета третьих лиц.

Это значит, что деньги, подлежащие выплате по договору на предоставление услуг по установке и эксплуатации рекламных конструкций, заключённому рекламщиком с ТСЖ, носят для собственников помещений в доме характер экономической выгоды и должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. Куда потом будут потрачены деньги – не важно.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст.226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в общем случае,  обязаны – как налоговые агенты - исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. В данной ситуации налоговым агентом, по идее, является рекламщик.

Налоговые агенты обязаны вести учёт сумм доходов и удержанного налога по каждому налогоплательщику и подавать соответствующие сведения налоговикам. Это означает, что рекламщик, получается, должен иметь информацию о каждом члене ТСЖ, и определить, какая сумма дохода причитается именно ему. Задача, мягко говоря, не тривиальная. В результате рекламщик просто перечисляет деньги на счёт ТСЖ.

Комментируя то давнее письмо, мы также указали на письмо УФНС России по г. Москве от 28.07.11 № 20-14/3/074179@, где указано, что не удержание налоговым агентом суммы НДФЛ не освобождает налогоплательщика от обязанности уплаты налога. Следовательно, должниками перед бюджетом становятся члены ТСЖ, вполне возможно, даже не подозревающие об этом.

Так как с тех пор эта тема не поднималась, казалось, что в виду некой абсурдности ситуации тему тихо «замяли». Да нет, зря казалось – показалось.

Чиновники, очевидно, остались при своём мнении. И видимо, собственникам проще всего просто запретить на своём доме размещать любые виды рекламы. Во избежание…

Письмо Минфина России от 12.12.18 № 03-04-05/90165
Теги публикации: НДФЛ