04 августа 2016

Разниц не избежать?

0 0
По мнению Минфина России, глава 25 НК РФ не предусматривает положений о возможности списания материальных расходов разными способами в зависимости от стоимости имущества.

Требования ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н, особой любовью бухгалтеров не пользуются. Учёт они, прямо скажем, заметно усложняют.
Потому понятно желание бухгалтеров избежать необходимости применения этого ПБУ везде, где только это возможно.
Увы, но письмо Минфина России от 20.05.16 № 03-03-06/1/29124, не так давно ставшее известным широкой публике, круг этих возможностей снижает. Речь идёт о разнице в лимите основных средств в налоговом и бухгалтерском учётах.
Напомним, что в п. 1 ст. 256 НК РФ лимит стоимости основных средств составляет 100 000 руб., а в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н, - по-прежнему только 40 000 руб.
Налогоплательщик спрашивает, нельзя ли ему в налоговой учётной политике закрепить положение, что активы стоимостью до 40 000 руб. он списывает единовременно, а от 40 000 до 100 000 руб. - равномерно в течение срока полезного использования?
Чиновники полагают, что сделать это нельзя.
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаётся имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Однако в целях списания стоимости такого имущества в течение более одного отчётного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учётом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Указанный порядок должен быть закреплен в учётной политике для целей налогообложения.
При этом гл. 25 НК РФ не предусматривает положений о возможности списания материальных расходов разными способами в зависимости от стоимости соответствующего имущества.
Таким образом, если у компании есть актив стоимостью, предположим, 60 000 руб., у неё есть два варианта действий.
Во-первых, амортизировать объект в бухгалтерском учёте и единовременно списать его стоимость на расходы в налоговом учёте с возникновением отложенного налогового обязательства.
Во-вторых, списывать стоимость актива по частям и в бухгалтерском, и в налоговом учёте. Но это означает, что и все остальные активы такого вида в налоговом учёте нужно будет списывать в расходы по частям, даже те, которые стоят менее 40 000 руб. Тогда и в бухгалтерском учёте придётся отказаться от возможности учёта таких активов в составе материально-производственных запасов, чтобы избежать возникновения временных разниц.
Вместе с тем, на наш взгляд, гл. 25 НК РФ не содержит положений, запрещающих списывать материальные расходы разными способами в зависимости от стоимости имущества. Повторяется история, которая происходила с амортизационной премией. При введении данной категории контролирующие органы настаивали на применении амортизационной премии ко всем основным средствам. Однако позднее Минфин России указал, что налогоплательщик вправе определить критерии основных средств, в отношении которых применяется амортизация премия. Так, в письме от 17.11.2006 № 03-03-04/1/779 Минфин России указал, что амортизационная премия может применяться «только в отношении производственных объектов основных средств первоначальной стоимостью не менее 1 млн руб.».

Письмо Минфина России от 20.05.16 № 03-03-06/1/29124