07 июня 2016

Проблемы контроля

0 0
Территориальные налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды.

Похоже, проблема с полномочиями чиновников по поводу контроля цен в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ещё долго будет актуальной.
Очередное письмо на эту тему — письмо Минфина России от 04.05.16 № 03-01-18/25927.
Там сказано, что в рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России, которая вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по таким сделкам рыночному уровню с применением методов, предусмотренных положениями гл. 14.3 НК РФ.
В свою очередь, контроль соответствия цен, применённых в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок на основании п. 1 ст. 105.17 НК РФ.
Так вот, чиновники отмечают, что в соответствии с п. 1 ст. 82, ст. 87 НК РФ территориальные налоговые органы вправе вести посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 105.17 НК РФ контроль соответствия цен, применённых в контролируемых сделках, рыночным ценам должен проводить центральный аппарат ФНС России в виде проверок, инициируемых на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, или в случае, если контролируемая сделка была выявлена в результате повторной выездной проверки.
И вот тут нужно помнить, что ВС РФ в Определении от 11.04.16 по делу № А63-11506/2014 указал, что полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным ценам, наделена исключительно ФНС России. Данный вывод основан на буквальном толковании положений п. 3 ст. 105.3 НК РФ и п. 1 ст. 105.17 НК РФ.
Тем не менее, и чиновники в комментируемом письме правы: от обязанности «находить» необоснованную налоговую выгоду у проверяемого лица их никто не освобождал. Действительно, само по себе отклонение фактической цены от рыночной между взаимозависимыми лицами - это ещё не «преступление», а вот если налоговая инспекция обнаружит признаки получения необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53, то тогда отклонение цены будет служить техническим инструментом для расчёта действительных налоговых обязательств проверяемого лица. И тут сослаться на п. 1 ст. 105.17 НК РФ у налогоплательщика уже не получится.

Письмо Минфина России от 04.05.16 № 03-01-18/25927