22 февраля 2019

Право требования при погашении займа: согласны, но не признаём?

0 0
Минфин России по-прежнему указывает, что ст. 220 НК РФ не предусматривает возможность применения имущественного налогового вычета или уменьшения суммы облагаемых налогом доходов от погашения ранее приобретенного права требования по договору займа на сумму понесенных расходов. Но!

Вопрос о возможности учёта затрат на приобретение права требования по договору займа при его погашении при исчислении НДФЛ уже, наверное, просто набил оскомину. Что мешает чиновникам прямо и однозначно пересмотреть свою позицию? А в письме Минфина России от 16.01.2019 № 03-04-05/1564 они вообще выступили в стиле незабвенного Л.Д. Троцкого: «ни мира, ни войны…».

С одной стороны…

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. В п. 3 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности имущественного налогового вычета, предусмотренного в ст. 220 НК РФ. Но в ст. 220 НК РФ не предусматривается возможность применения имущественного налогового вычета или уменьшения суммы облагаемых налогом доходов от погашения ранее приобретенного права требования по договору займа на сумму понесённых расходов.

Проще говоря, гражданин должен уплатить НДФЛ со всей полученной им от должника суммы, независимо от того, сколько он уплатил за это требование. Даже если полученная сумма окажется меньше понесённых расходов! Не имеет значения.

С другой стороны… «Если письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов».

Ну, так ведь есть же эти решения!

В Постановлении Президиума ВС РФ от 22.07.2015 № 8-ПВ15 суд указал, что в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, в силу положений ст. 41 НК РФ, налогооблагаемой базой по таким договорам является экономическая выгода. Она определяется в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено. (См., также, письмо ФНС России от 09.02.16 № БС-4-11/1889@).

И Конституционный Суд РФ в Определении от 27.10.15 № 2539-О с этим согласен!

Письмо Минфина России от 16.01.2019 № 03-04-05/1564