02 июня 2020

Пенсия – везде пенсия

0 0
Поскольку Налоговый кодекс не конкретизирует понятие «пенсионное законодательство», то применение пенсионерами льготы по налогу на имущество физлиц возможно независимо от основания для получения пенсии как в соответствии с законодательством РФ, так и в соответствии с законодательством другого государства.

Немало российских пенсионеров постоянно живут на территории Белоруссии. Например, люди служили в Советской Армии, затем – в российской, получили гражданство РФ, а на пенсию вернулись домой – в Республику Беларусь (РБ). При этом у некоторых есть имущество и на территории России. А есть и пенсионеры, получающие пенсию по белорусскому законодательству, живущие в РБ, но имеющие недвижимость в РФ. О том, как они должны платить налог на имущество физических лиц, разъяснено в письме ФНС России от 18.05.2020 № БС-3-21/3727@

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, имеют право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц. Эта налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика, и не используемого им в предпринимательской деятельности – п. 2 ст. 407 НК РФ.

Чиновникам пришлось вспомнить о письме ФНС России от 09.01.2017 № БС-4-21/48@. Как это нередко бывает, законодатели употребили в НК РФ общеупотребительный термин, а наполнять его конкретным содержанием пришлось налоговым органам. Дело в том, что НК РФ не содержит понятия «пенсионное законодательство», что в силу ст. 11 НК РФ влечёт определение указанного понятия с учётом других отраслей законодательства РФ. Однако Федеральные законы от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин «пенсионное законодательство». 

И раз НК РФ не конкретизирует понятие «пенсионное законодательство», то применение льготы возможно независимо от основания для получения пенсии как в соответствии с законодательством РФ, так и в соответствии с законодательством другого государства. В частности, в отношении пенсионеров - иностранных граждан, являющихся собственниками налогооблагаемого имущества на территории РФ. (См., также письмо Минфина России от 29.12.2016 № 03-05-04-01/79108).

Напомним, что льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида – квартира, дача и тому подобное - по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот по налогу – п. 3 ст. 407 НК РФ. При этом льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 000 000 рублей – п. 5 ст. 407 НК РФ. (Ведь эта льгота для пенсионеров, а не миллионеров).

Пенсионеры, имеющие право на льготу, могут представить налоговикам заявление о её предоставлении, а также вправе представить документы, подтверждающие право на эту льготу. Но если даже пенсионеры находятся в РБ, и им затруднительно это сделать, то без указанной льготы они всё равно не останутся. Согласно п. 6 ст. 407 НК РФ в случае, если пенсионер, имеющий право на льготу, не представил налоговикам нужное заявление, но и не сообщил об отказе от её применения, то она предоставляется на основании сведений, полученных налоговиками из других официальных источников.

Тем не менее, напомним о ситуации с получением в России пенсии, выплачиваемой российскому налоговому резиденту из-за границы. По общему правилу, она должна облагаться НДФЛ – см., например, письма Минфина России от 21.03.2016 № 03-08-05/15678 и Минфина России от 11.01.2019 № 03-04-05/378. Иное может быть предусмотрено только в конкретных межгосударственных договорах об избежании двойного налогообложения – см., например, письма Минфина России от 25.09.2018 № 03-04-05/68622 и ФНС России от 19.10.2016 № ОА-3-17/4845@.