12 октября 2016

Особое имущество

0 0
Объекты недвижимости, которые в порядке приватизации обременены ограничениями и учитываемые на забалансовом счёте приватизируемой компании, не являются объектами обложения налогом на имущество и земельным налогом.

В письме ФНС России от 01.09.16 № БС-4-11/16266 чиновники разъясняют владельцам приватизируемых предприятий, что хотя их и могут заставить содержать социальную инфраструктуру за свой счёт, платить налоги за это они не обязаны.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ, по общему правилу, объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество, (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как указано в п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность.
Однако в ст. 31 этого же закона предусмотрено, что на покупателя имущественного комплекса может быть возложено ограничение в виде обязанности содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
Логика государства понятна: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Ситуация, когда новый владелец будет снимать «сливки» с производства, а вся брошенная местным властям социальная инфраструктура загнётся, государственную власть вряд ли приведёт в восторг.
Тем не менее, при формировании бухгалтерской учётной политики в отношении имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в ПБУ 1/2008 "Учётная политика организации", утв. приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н, из которых следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизируемого имущественного комплекса и переданные приватизируемой организации на содержание, подлежат учёту обособленно за балансом, так как не являются её собственностью.
Такая же позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 09.07.07 № 05-12688/2006-13 и от 26.02.04 № А42-939/03-16.
Таким образом, объекты недвижимости, которые в порядке приватизации обременены ограничениями, учитываемые на забалансовом счёте приватизируемой компании, не являются объектами обложения налогом на имущество и земельным налогом.

Письмо ФНС России от 01.09.16 № БС-4-11/16266