17 октября 2019

Нет предела совершенству

0 0

Комментарий к Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, внесшему изменения в часть первую Налогового кодекса РФ.

Процесс совершенствования положений НК РФ подобен кривой Бернулли на международном бухгалтерском гербе – раз возникнув, будет существовать вечно. Последние дни сентября принесли нам немало законов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Безусловно, самый крупный такой закон - Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, внесший изменения, в том числе в часть первую Налогового кодекса РФ. Рассмотрим наиболее интересные поправки.

Единый зачёт для всех налогов

Начнём с самого, пожалуй, важного и принципиального изменения в порядке зачёта излишне уплаченных налогов. Зачёт федеральных налогов сейчас происходит только в отношении федеральных налогов, региональных - в отношении других региональных налогов, соответственно, местные налоги идут в зачёт только местных налогов. Законодатели отменили это требование: абзац п. 1 ст. 78 НК РФ признан утратившим силу. Данная новация позволит производить зачёт переплаты по любому налогу в счёт задолженности по любому налогу. Эта поправка вступает в силу с 01.10.2020.

С этим изменением связана и другая поправка: возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Особенности зачёта по отдельным налогам

Установлена особенность зачёта сумм излишне уплаченных компанией транспортного налога и земельного налогов. Его можно будет произвести не ранее дня направления компании налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов. Так прописано в новом п. 5.1 ст. 78 НК РФ, который вступит в силу с 01.01.2021.

Предусмотрена особенность и для НДФЛ. Также с 01.01.2021 граждане получают право представить заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации – ст. 229 НК РФ. (Это отмечено и в п. 4 ст. 78 НК РФ).

А что делать, если прежде чем зачесть или вернуть деньги, налоговики предварительно проводят камеральную налоговую проверку? С 29.10.2019 этот вопрос нашёл решение в новом п. 8.1 ст. 78 НК РФ. По общему правилу решение о зачёте или возврате налоговый орган должен принять в течение 10 рабочих дней после получения от налогоплательщика соответствующего заявления или подписания акта сверки – п. 4, п. 5 и п. 8 ст. 78 НК РФ. Если же проводится «камералка», то эти сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки за соответствующий период. (Или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный в п. 2 ст. 88 НК РФ – то есть, в общем случае, это три месяца).

Все – в МФЦ

По-видимому, в идеале взаимодействие граждан с государством должно в максимальной степени переместиться в МФЦ. В том числе и в налоговых отношениях.

С 29.10.2019 граждане получают право представлять в налоговый орган документы и сведения, а также получать документы обратно из инспекции через МФЦ. Днём их представления будет считаться дата их приёма в МФЦ. При этом гражданину чиновники выдадут расписку в получении документов или сведений – новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ. Соответственно, в ст. 30 НК РФ предусмотрено, что налоговые инспекции обязаны взаимодействовать с МФЦ. При передаче налоговым органом документов физлицу через МФЦ днём их получения будет считаться день, следующий за днем получения указанного документа МФЦ – п. 4 ст. 31 НК РФ.

Физлица получают право передавать через МФЦ даже свою налоговую декларацию по НДФЛ – п. 4 ст. 80 НК РФ. На копии декларации чиновники МФЦ должны будут проставить отметку о принятии и дату её приёма. Днем представления декларации в налоговый орган при таком способе передачи будет считаться день её приёма в МФЦ.

Отметим, что согласно поправкам в п. 4 ст. 52 НК РФ с 29.10.2019 налоговое уведомление может быть передано гражданину или его законному представителю в том числе и через МФЦ.

Скоростное информирование

С 01.04.2020 законодатели предусмотрели ещё один вариант информирования налогоплательщиков – предельно короткий. О наличии недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, (а это действительно критически важная информация), можно будет оповещать путём СМС-сообщений или письмами по электронной почте! Правда, это возможно не чаще одного раза в квартал и при наличии письменного согласия самого налогоплательщика на такой способ оповещения – новый п. 7 ст. 31 НК РФ.

Новое определение

Теперь заинтересованным сторонам не придётся доказывать друг другу, что же следует понимать под «инвестиционным проектом». Определение этого понятия с 01.01.2020 будет содержать п. 2 ст. 11 НК РФ. Под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса, или НМА, или модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение существующего имущественного комплекса в целях:

- или создания нового производства товаров, работ, услуг;

- или увеличения объёмов существующего производства товаров, работ, услуг;

- или предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

Нет счёта – нет обязанности

С 01.01.2020 принципиально меняется отношение к обособленным подразделениям. Согласно новой редакции пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения компании полномочиями начислять и выплачивать вознаграждения физическим лицам только в том случае, если этому подразделению открыт счёт в банке.

Напомним, что в настоящее время при отсутствии банковского счёта у обособленного подразделения уплачивает страховые взносы головная организация. При этом не имеет значения, где фактически начисляются выплаты в пользу работников (письмо Минфина России от 18.12.2018 № 03-15-06/92133).

Налоговый агент – за налогоплательщика

Наверное, не нужно лишний раз напоминать, что платить налог должен налогоплательщик. Налоговый агент всего лишь исполняет обязанность налогоплательщика. И если налоговый агент этого не сделает, никто обязанность с налогоплательщика по уплате налога не снимает.

Однако с 01.01.2020 в НК РФ появляется важный нюанс. Если налоговый агент совершил ошибку при удержании налога, то налогоплательщик более не должен расплачиваться за эту ошибку. Но только при условии, что налоговый агент перечислит в бюджет со своего счёта ту сумму недоимки налогоплательщика, которая возникла по вине налогового агента – новый пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ. С момента предъявления налоговым агентом поручения в банк на перечисление указанной суммы недоимки (при достаточном денежном остатке на счёте на день платежа) обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной.

Единый налоговый платёж – пополнение

Не всегда налоговым агентам удаётся удержать у гражданина-налогоплательщика НДФЛ с выплаченного дохода, (особенно если этот доход – виртуальный). В этом случае обязанность уплаты налога перекладывается на налогоплательщика – п. 6 ст. 228 НК РФ.

Чтобы облегчить решение этого вопроса, законодатели с 01.01.2020 предусмотрели возможность погашения указанной задолженности по НДФЛ за счёт единого налогового платежа.

Несколько изменились сроки зачёта суммы единого налогового платежа. Если ранее зачёт нужно было производить в установленные сроки уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, то с учётом внесённых изменений:

- или не позднее десяти дней со дня направления гражданину налогового уведомления по таким налогам (плюс НДФЛ);

- или со дня поступления единого налогового платежа в бюджет после направления гражданину налогового уведомления.

В любом случае зачёт не может быть совершён позже установленных сроков уплаты перечисленных налогов.

Соответственно, налоговый орган обязан сообщить гражданину о принятом решении по поводу зачёта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения.

Обратите внимание также на новации в п. 2 ст. 52 НК РФ. Законодатели предписали налоговикам с 01.01.2021 при определении подлежащей уплате гражданином суммы НДФЛ, транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц сначала учесть имеющиеся у него на дату формирования налогового уведомления суммы переплаты. Эти суммы должны быть учтены при составлении налогового уведомления. Если, конечно, гражданин не успел до этого момента подать заявление на возврат переплаты.

Всё равно не простят!

Наверное, не секрет, что затраты на взыскание мелких недоимок зачастую превышают сами эти взысканные суммы. Тем не менее, государство желает взыскать всё до копейки! «Pereat mundus et fiat justicia»!

С 01.04.2020 вступает в силу дополнение, касающееся взыскания недоимки за счёт денежных средств организации или ИП. В настоящий момент согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. С апреля данное решение будет приниматься, если только общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма превысит 3000 рублей, то решение о взыскании будет принято в течение двух месяцев со дня превышения.

Но не надейтесь, даже ничтожная сумма задолженности не будет прощена. Если в течение тех же вышеуказанных трёх лет такая сумма так и не превысит 3000 рублей, то решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока. Независимо от суммы.

Соответствующие изменения внесены и в п. 1 ст. 70 НК РФ. Сейчас требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки. Но в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование должно быть направлено не позднее одного года со дня выявления недоимки. С 01.04.2020 сумма 500 рублей будет действовать только в отношении обычных граждан. А для ИП и компаний данная сумма повышена до 3000 рублей.

Новые правила рассрочки

Внесены изменения в п. 5.1 ст. 64 НК РФ «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов».

Напомним, что в силу пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ налогоплательщик может получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если он не имеет возможности сразу выплатить все суммы, начисленные ему в результате проведения налоговой проверки.

В настоящее время данную рассрочку можно получить, если сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

С 01.04.2020 ситуация изменится. Для этого изменения внесены не только в п. 5.1 ст. 64 НК РФ, но и в ст. 63 НК РФ – там появится новый п. 1.1.

Во-первых, рассрочку можно получить на срок один год при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней или штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения налоговиков по результатам такой проверки. Решение по такой рассрочке вправе принять налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Во-вторых, рассрочку можно получить на три года: при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней или штрафов, составляющей 30 и более процентов. Но такое решение может вынести только ФНС России.

И согласно новации в п. 4 ст. 64 НК РФ в случае, если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.

Вместо ареста

С 01.04.2020 по просьбе компании налоговый орган вправе заменить арест её имущества не только на залог имущества, но ещё и на банковскую гарантию (по правилам ст. 74.1 НК РФ), а также на поручительство третьего лица – по правилам ст. 74 НК РФ. Причём поручитель должен быть российской организацией и отвечать всем требованиям, указанным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

Принудительный залог

Если в настоящее время залог имущества мог возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем, то с 01.04.2020 возможен случай и принудительного залога, предусмотренного в новом п. 2.1 в ст. 73 НК РФ.

В случае:

- или неуплаты в течение одного месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество,

- или вступления в силу решения по результатам проведения налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ), исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговиков,

имущество, в отношении которого применён залог или принята обеспечительная мера, признаётся находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.

Если этот залог принят в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, то он признаётся последующим залогом. Такой залог нельзя распространить на денежные средства на счетах, вкладах или депозитах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с ГК РФ, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов.

Обратите внимание! Указанный залог подлежит регистрации по правилам ГК РФ.

Кроме того, информацию об этом, а также об аресте имущества в рамках ст. 77 НК РФ ФНС России будет обязана размещать на своём сайте – с указанием имущества, в отношении которого принято такое решение – новый п. 4 ст. 72 НК РФ. Такие сведения не подпадают под режим налоговой тайны – новый пп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ.

Вопросы учёта

О самозанятых

С 29.10.2019 в силу нового пп. 17 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговым органам вменяется в обязанность сообщать в Пенсионный фонд России о лицах, которые перешли на уплату налога на профессиональный доход (НПД). Это следует сделать не позднее трёх дней, следующих за днем внесения в соответствующий реестр указанных сведений.

Напомним, что в связи с появлением такой категории налогоплательщиков как плательщики НПД изменились и Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В ст. 7 Закона № 167-ФЗ из перечня застрахованных лиц, (в общем случае), исключили плательщиков НПД. Однако они считаются застрахованными лицами, если будут добровольно уплачивать обязательные страховые взносы в ПФР – пп. 6 п. 1 ст. 29 Закона № 167-ФЗ.

Об иностранных банках

Если иностранный банк, который не имеет налоговой регистрации на территории России, открывает в отечественном банке корреспондентский счёт, то российский банк с 01.04.2020 подаёт заявление о постановке такого иностранного банка на российский налоговый учёт – новый п. 4.9 ст. 83 НК РФ. Такое заявление представляется в электронной форме и должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица российского банка.

Налоговой инспекции даётся пять рабочих дней, чтобы поставить иностранный банк на налоговый учёт и передать свидетельство о постановке в электронной форме российскому банку. А уже тот должен передать его иностранному банку – п. 2 ст. 84 НК РФ. Также через российский банк налоговые органы смогут получать сведения об изменениях в данных указанного иностранного банка.

Если иностранный банк закроет все свои корреспондентские счета в российских банках, то этот банк будет снять с учёта в течение пяти рабочих дней со дня получения ими в соответствии со ст. 86 НК РФ сообщения о закрытии последнего из таких корреспондентских счетов.

ЕГР ЗАГС

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) вошёл в «тело» НК РФ. И в этом нет ничего удивительного, так как заведует реестром именно ФНС России. Официальный сайт реестра – www.zags.nalog.ru. Доступ к системе имеют сами органы ЗАГС, МФЦ и консульские учреждения.

Теперь в НК РФ налоговым органам предписано в первую очередь пользоваться информацией из ЕГР ЗАГС. Так, например, с 29.10.2019 в п. 7 ст. 83 НК РФ установлено, что постановка в налоговой инспекции на учёт физического лица производится на основании сведений о рождении, содержащихся в ЕГР ЗАГС, или сведений, полученных в соответствии с п. п. 1 - 6, 8 и 13 ст. 85 НК РФ, (то есть от нотариусов, адвокатов, МВД России и т.д.), или на основании заявления самого физического лица, представленного в любую налоговую инспекцию по его выбору.

На основании сведений о смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, снятие физического лица с учёта в налоговых органах производится сразу по всем основаниям, предусмотренным в НК РФ – п. 2 ст. 84 НК РФ.

«Приписное свидетельство»

Есть в России такие индивидуумы, у которых нет ни места жительства, ни места пребывания, ни недвижимости, ни транспорта - ну, то есть, вообще ничего нет. При этом данные лица полноценно трудятся. Могут ли они остаться без соответствующего учёта? Конечно, нет!

Согласно новому п. 7.4 ст. 83 НК РФ с 01.04.2020 постановка на налоговый учёт таких личностей (иностранных граждан, лиц без гражданства) становится заботой компании или ИП, у которых те работают. Если такой «человек без адреса» трудится сразу на нескольких работах, то он подлежит постановке на налоговый учёт на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ. (Иначе говоря – из форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ).

Налоговый орган обязан в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения указанных сведений и в тот же срок направить компании или ИП уведомление о постановке на учёт таких лиц. Компании или ИП, в свою очередь, должны в течение пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления передать его физлицу, а также представить в налоговый орган документ, подтверждающий передачу. Такой порядок изложен в новом п. 2.1 ст. 84 НК РФ. При этом передавать указанные документы с 01.04.2020 можно будет через МФЦ – п. 5.1 ст. 84 НК РФ.

При этом налоговые органы могут снять указанных физлиц с налогового учёта «по факту» отсутствия. При этом уведомление о снятии с учёта в компанию или ИП направляться не будет – новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ.

При наличии недоимки свыше 1 млн рублей

Если размер недоимки налогоплательщика превышает 1 000 000 рублей, то с 01.04.2020 законодатели предоставляют налоговым органам два дополнительных инструмента для решения вопроса.

Во-первых, это право на осмотр. Должностное лицо налогового органа, принявшее в силу ст. 46 НК РФ в отношении компании-налогоплательщика решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 000 000 рублей, при условии, что оно не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе - не более одного раза по одному такому решению - производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов компании. Так будет определено в п. 1 ст. 92 НК РФ. Вполне логично, если бы не одно «но». Здесь же указано, что это возможно только при наличии согласия на осмотр самой компании. А что, если она откажется? В чём тогда смысл этого права?

Во-вторых, это право на истребование документов и информации согласно новому п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, принявшее решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 000 000 рублей, в отношении компании или ИП, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе истребовать у них документы или информацию об их имуществе, имущественных правах и обязательствах. При неполучении в установленные сроки документов или информации налоговый орган получает право истребовать их у иных лиц.

Сопоставимость сделок для НМА

При решении вопросов о рыночной цене товара, работы услуги или имущественного права, которая имеет очень большое значение в налогообложении, немалое значение имеет сопоставимость коммерческих и финансовых условий, при которых была заключена сделка.

Как же сложно определить рыночную цену нематериального актива (НМА) – ведь, по большому счёту, каждый из таких активов уникален и неповторим.

И, тем не менее, законодатели пытаются что-то предпринять. Так, п. 6 ст. 105.5 НК РФ с 01.01.2020 пополнится пп. 23: к основным функциям сторон сделки, которые учитываются при определении сопоставимости условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки, в частности, относятся разработка, совершенствование, поддержание в силе, защита и использование НМА, а также контроль за выполнением этих функций.

Согласно новому пп. 12 п. 7 ст. 105.5 НК РФ при определении сопоставимости также нужно учитывать риск, связанный с разработкой, совершенствованием, поддержанием в силе, защитой и использованием НМА.

А новый п. 11.1 ст. 105.5 НК РФ добавляет, что при определении сопоставимости сделок могут учитываться следующие особенности НМА, которыми владеют, пользуются или распоряжаются стороны сделок, или которые являются объектом их контроля:

- вид НМА;

- исключительность НМА;

- наличие и срок правовой охраны;

- территория действия прав на использование НМА;

- срок службы;

- стадия жизненного цикла НМА - разработка, совершенствование, использование;

- права и функции сторон, связанные с увеличением стоимости НМА в результате их совершенствования;

- возможность получения дохода от использования НМА.

Рискнём предположить, что если учитывать все эти факторы в комплексе, то найти сопоставимые сделки для анализируемой сделки будет ещё сложнее.