28 января 2016

Наживка для НДС

0 0
Необходимость исчисления НДС покупателем с сумм полученных бонусов, премий всецело зависит от условий договора поставки.

Письмо Минфина России от 17.12.15 № 03-07-11/74079, на первый взгляд, может показаться «проходным», не содержащим в себе ничего особенно интересного — речь идёт об исчислении НДС при получении покупателем премий (бонусов) за выполнение определенных условий договора поставки.
Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях».
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счёт увеличения доходов или иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ или услуг. Денежные средства, не связанные с оплатой товаров, работ, услуг, подлежащих обложению НДС, в налоговую базу не включаются.
Таким образом, премии или бонусы включаются в налоговую базу по НДС у покупателя в случае, если договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии или бонусы. При этом на основании п. 3 ст. 168 НК РФ соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг.
Итак. Услуга, согласитесь, понятие несколько растяжимое. Поэтому, например, если премия от поставщика получена покупателем за то, что тот закупил определённый объём товаров, то тут трудно сказать, что покупатель оказал продавцу услугу в виде «покупки у него товаров».
А вот если премия выплачивается за то, что покупатель размещает приобретённый товар во всех своих магазинах, или в самых оптимальных местах магазина, или иным способом способствует увеличению их популярности среди потенциальных потребителей, то тут налоговики уже могут заявить, что покупатель получает бонус за то, что оказывает продавцу услугу по «продвижению товара».
И вот тогда этот бонус очень даже может оказаться у покупателя в налоговой базе, и вот уже он сам становится налогоплательщиком НДС.
Так что условия в договоре поставки нужно прописывать крайне внимательно.

Письмо Минфина России от 17.12.15 № 03-07-11/74079

Теги публикации: НДС