22 ноября 2019

Налоговые требования: есть ли границы?

0 0
Минфин России напомнил, что налоговые органы вправе вне рамок проведения налоговых проверок истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

В письме Минфина России от 10.10.2019 № 03-02-07/1/77873 чиновники, ознакомившись с вопросом налогоплательщика, ответили очень сухо и кратко. В чём причина?

Вне рамок проведения налоговых проверок налоговики затребовали у налогоплательщика большое количество внутренних документов, относящихся к его деятельности, в том числе в отношении контрагентов, без указания, какие конкретно сделки их интересуют. (Список документов можно посмотреть в тексте вопроса, и он реально впечатляет). Можно ли не представлять?

Вот ответ Минфина. На основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ должностные лица налоговых органов в случае возникновения у них вне рамок проведения налоговых проверок обоснованной необходимости получения документов или информации относительно конкретной сделки, вправе истребовать их у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами или информацией об этой сделке. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с гл. 19 НК РФ.

При это финансисты напомнили, что в соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. 

Реально ли обжаловать подобное требование налогового органа?

В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016 суд отметил, что с учётом п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 и, принимая во внимание приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, при истребовании документов вне рамок налоговой проверки налоговые органы обязаны обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 суд решил, что раз необходимость получения дополнительной информации в отношении ИП возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, то их требования должны соответствовать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Иначе говоря, эти требования должны содержать обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки. (См., также постановление АС Волго-Вятского округа от 19.09.2018 № Ф01-4125/2018 по делу № А17-9516/2017).

Правда, «хитрый» выход налоговикам подсказали сами судьи в постановлении АС Уральского округа от 27.09.2018 № Ф09-5656/18 по делу № А76-3566/2018. Они решили, что налоговые органы имеют право запросить «информацию относительно сделок, заключённых между налогоплательщиком и его контрагентом». Это подразумевает представление сведений, документов по всем сделкам между ними.

Так что заранее предсказать, сочтут судьи требования налогового органа в отношении представления документов правомерными или нет, очень трудно.

Письмо Минфина России от 10.10.2019 № 03-02-07/1/77873

Теги публикации: Налоговый контроль