20 июня 2019

Налоговая проверка текущего года

0 0
Пункт 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по отчётным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки.

В письме ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305 чиновники напомнили, что налоговые органы имеют право по отчётным периодам текущего года проводить не только камеральную, но и выездную налоговую проверку. Они указали, что в п. 4 ст. 89 НК РФ запрета на это не установлено.

Главный аргумент в письме – это ссылки на Определения ВС РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 30.06.2011 № ВАС-7703/11.

В п. 4 ст. 89 НК РФ указано, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Разъяснение, как правильно применять указанный пункт, было дано ещё в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5.  Названной нормой установлено давностное ограничение для проведения выездной налоговой проверки. Однако эта норма не запрещает подвергать проверке текущий год, то есть год, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

Обратите внимание! В письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 налоговики дали рекомендации подчинённым по проведению выездных налоговых проверок. И там указано, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

Вполне возможно, именно на этом основании строятся претензии налогоплательщиков, когда налоговики в текущем году проверяют не налоговые, а отчётные периоды. Тем не менее, Минфин России в письме от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519 прямо сообщил, что это письмо – не более чем рекомендации. Выглядит это, конечно, несколько странно: получается, что Минфин России публично разрешает территориальным налоговым органам не выполнять рекомендации их вышестоящего руководства.

Но пока судьи трактуют п. 4 ст. 89 НК РФ так же, как считает ФНС России, рассчитывать налогоплательщикам не на что.

Письмо ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305
Теги публикации: Налоговый контроль