20 февраля 2019

Налоговая проверка: контроль над бухучётом?

0 0
Налоговый орган при выявлении нарушений, приводящих к занижению налога на имущество организаций в связи с нарушениями организацией порядка ведения бухгалтерского учёта основных средств, вправе по результатам налоговой проверки доначислить налог за предыдущие периоды.

Пути налогового и бухгалтерского учётов в нашей стране разошлись довольно давно, и единственное, что их сейчас ещё связывает, это налог на имущество организаций.

По общему правилу, в соответствии со ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских компаний признаётся недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. И в п. 3 ст. 375 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта, утвержденным в учётной политике компании.

В письме Минфина России от 16.01.2019 № 07-01-09/1297 чиновники рассуждают о том, как налоговики могут контролировать ведение бухгалтерского учёта налогоплательщиком.

Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки. Согласно ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. И налоговики при выявлении нарушений, приводящих к занижению налога на имущество в связи с нарушениями налогоплательщиком порядка ведения бухгалтерского учёта основных средств, вправе по результатам налоговой проверки доначислить налог за предыдущие периоды.

Нетрудно предположить, что там, где нормы ПБУ 6/01 дают компании право выбора – налоговики бессильны. Например, срок полезного использования объекта основных средств находится вне их компетенции.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

  • ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Таким образом, для целей бухгалтерского учёта компания самостоятельно определяет срок полезного использования объекта – см., например, письмо Минфина России от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@.

Свободна компания в выборе способа начисления амортизации, а также в вопросе проведения переоценки.

Стоит также напомнить, что в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, компания, которая раскрывает составленную в соответствии с правилами МСФО консолидированную финансовую отчётность, (или финансовую отчётность организации, не создающей группу), вправе при формировании учётной политики руководствоваться ФСБУ с учётом требований МСФО. В частности, такая компания вправе не применять способ ведения бухгалтерского учёта, установленный ФСБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учётной политики компании требованиям МСФО. Отметим, что такая редакция данного пункта действует относительно недавно – на основании приказа Минфина России от 28.04.17 № 69н.

И если налогоплательщик пользуется такой рекомендацией в рамках бухгалтерского учёта основных средств, налоговикам придётся проверять соответствие ведения им учёта ещё и нормам МСФО!

Письмо Минфина России от 16.01.2019 № 07-01-09/1297