11 октября 2018

Налог на прибыль: подробный вопрос и уклончивый ответ

0 0
На момент отражения в составе расходов работы (услуги) должны быть фактически оказаны и документально подтверждены должным образом. По мнению Минфина России, первичный учетный документ может считаться оформленным должным образом, если он содержит все необходимые реквизиты.

Иногда создаётся впечатление, что когда чиновники сталкиваются со сложным, подробно аргументированным вопросом, они стараются ответить по возможности уклончивее. Таково и письмо Минфина России от 13.09.18 № 03-03-06/1/65618.

Компания использует первичные документы в электронном виде с электронной подписью. В связи с этим у неё появились сомнения по поводу периода, в котором она может признать в целях налогообложения прибыли расходы, подтверждаемые этими документами.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль расходы признаются в том отчётном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты.

Вместе с тем в ст. 272 НК РФ установлены также и специальные правила определения даты осуществления различных расходов в зависимости от их характера. Так, в частности, для материальных расходов в виде услуг и работ производственного характера датой осуществления расходов признаётся дата подписания акта приёмки-передачи работ.

И вот тут налогоплательщик указывает, что по «дате подписания» есть вопросы. Дело в том, что бумажном виде первичный документ, как правило, содержит только дату составления, так как указания отдельно даты подписания первичного документа бухгалтерское законодательство не требует. А вот в электронных документах дата подписания имеет место.

В пп. 3 п. 2 ст. 272 НК РФ также установлено, что для прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы или предоставленные услуги датой осуществления расходов является дата предъявления документов, служащих основанием для произведения расчётов. Но что такое «дата предъявления»? Это дата составления, дата подписания? Или что?

Исходя из сложившегося у компании документооборота с подрядчиками, первичные документы по выполненным работам и услугам подрядчики предоставляют после окончания отчётного периода. Соответственно, и компания подписывает эти документы уже после окончания отчётного периода.

Можно ли в этом случае считать датой признания указанных расходов дату составления электронного документа, а не дату его подписания?

Ведь в письмах Минфина России от 19.10.15 № 03-07-11/59682 и от 13.02.17 № 03-03-06/1/7663 было указано, что для целей налогообложения прибыли расходы подлежат признанию в том отчётном периоде, к которому они относятся в соответствии с условиями договора. Датой признания расходов в целях налогообложения прибыли будет признаваться дата документа, сформированного в подтверждение возникновения соответствующих расходов.

Но в комментируемом письме чиновники ответили несколько иначе. Они указали, что на момент отражения в составе расходов затрат на приобретение работ или услуг они должны быть фактически оказаны и документально подтверждены должным образом. При этом первичный учетный документ может считаться оформленным должным образом, если он содержит все необходимые реквизиты.

Вот как! А ведь в пп. 7 п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» подписи сторон являются обязательными реквизитами первичного учётного документа! Получается, что затраты по рассматриваемым работам и услугам можно признавать в налоговых расходах только в том периоде, когда электронный документ будет подписан? И «сформированным» первичный документ можно считать только тогда, когда в нём окажутся все необходимые подписи? Или мы опять неправильно понимаем позицию чиновников?

Письмо Минфина России от 13.09.18 № 03-03-06/1/65618