06 сентября 2018

Налог на имущество физлиц: «детская» проблема

0 0
На федеральном уровне льгота по уплате налога на имущество физических лиц детям, не достигшим 18-летнего возраста, не установлена.

В письме ФНС России от 02.08.18 № БС-2-21/1370@ чиновники очень кратко высказались по вопросу уплаты налога на имущество физических лиц детьми, не достигшими 18 лет. Поэтому тема, на наш взгляд, требует более подробного раскрытия. Что сказали налоговики?

Законодательство РФ состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налог на имущество физических лиц, согласно ст. 15 НК РФ, относится к местным налогам.

На основании ст. 12 НК РФ местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений, (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов о налогах и сборах.

Порядок исчисления и уплаты налога установлен в гл. 32 НК РФ, в соответствии с которой налоговые льготы детям, не достигшим 18 лет, не установлены.

Вместе с тем, п. 2 ст. 399 НК РФ определено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные в гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Как видите, вопросы практической уплаты налога детьми обойдены полностью. Восполним пробел.

Ранее чиновники рассматривали эту ситуацию так.

В ст. 26 НК РФ определено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного и уполномоченного представителя. В п. 2 ст. 27 НК РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с ГК РФ.

Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, а за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением тех сделок, которые эти лица вправе совершать самостоятельно - п. 1 и п. 2 ст. 26 и ст. 28 ГК РФ.

В этой связи родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов. (Кстати, отметим, что эти рассуждения были приведены ещё в письме Минфина России от 15.01.18 № 03-05-06-02/1076. И хотя там речь шла о земельном налоге, принципиальной разницы тут нет).

Мы же полагаем, что сейчас ситуация кардинально изменилась. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Иначе говоря, с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.16 № 401-ФЗ с 30.11.16 родители могут платить налоги за своих детей без «притянутых за уши» к налоговому законодательству положений ГК РФ.

Здесь уместно вспомнить о предстоящих налоговых новациях. Эти изменения начнут действовать с 01.01.19, когда вступит в силу новая ст. 45.1 НК РФ. Вместо отдельных расчётов по налогу на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога граждане смогут платить единый налоговый платёж. Грубо говоря, предполагается, что налогоплательщик-гражданин будет платить одну единственную сумму — возможно, авансом — а налоговики потом сами распределят поступившие средства между налогами и бюджетами.

Авансом родители смогут оплачивать налоги и за несовершеннолетнего владельца имущества. Но при этом указанные граждане не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица — п. 2 ст. 45.1 НК РФ.

Письмо ФНС России от 02.08.18 № БС-2-21/1370@