06 апреля 2020

«Коронавирусные» поправки в Налоговый кодекс

0 0
Комментарий к Федеральному закону от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

От короновируса сильно страдают не только люди, но и экономика. Законодатели очень оперативно приняли меры для некоторого смягчения текущей ситуации, а также попутно решили некоторые другие проблемы – Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее - Закон № 102-ФЗ).

Кризисные правки

Кризисное управление

В п. 1 ст. 4 НК РФ было предусмотрено, что Правительство РФ, налоговые и таможенные органы, региональные власти, местное самоуправление в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции могут издавать нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

С 01.04.2020 это положение получило исключения в виде п. 3 и п. 4 ст. 4 НК РФ.

Правительство РФ получило на срок с 01.01.2020 по 31.12.2020 право издавать нормативные правовые акты в следующих случаях:

- приостановление, отмена или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

- приостановление течения сроков, предусмотренных в НК РФ, в том числе сроков назначения и проведения проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий;

- продление установленных в НК РФ сроков уплаты налогов или авансовых платежей по ним, в том числе предусмотренных спецрежимами, сборов, страховых взносов;

- продление установленных региональным и местным законодательством сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

- продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций, расчётов, бухгалтерской отчётности и иных документов;

- основания и условия неприменения ответственности за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций, расчётов, бухгалтерской отчётности и иных документов;

- продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

- продление сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

- дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки или рассрочки по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также изменение порядка и условий её предоставления;

- основания и условия неприменения (или особенности применения) способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

В общем, Правительство РФ получило право в этом году в ручном режиме менять правила НК РФ по мере необходимости. Соответствующие правки внесены в текст ст. ст. 61, 62, 64 и 70 НК РФ.

Теперь, что касается региональных властей. Они получили право:

- продлевать сроки уплаты налогов для ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН;

- продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов, авансовых платежей по ним и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены Правительством РФ.

Если такие сроки продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, нужно учитывать следующие показатели:

- основные виды экономической деятельности, которыми занимались налогоплательщики по состоянию на 01.03.2020;

- данные, содержащиеся в реестрах, ведением которых занимается ФНС России;

- данные из бухгалтерской (финансовой) отчётности.

В случае определения указанных категорий на основе иных критериев региональные власти должны сформировать соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их ИНН. Его нужно направить в УФНС по региону в электронной форме.


Новый термин

До внесения последних правок ст. 6.1 НК РФ, определяющая порядок исчисления сроков в налоговом законодательстве, оперировала понятиями «рабочий день», «выходной день» и «нерабочий праздничный день» (п. 6 и п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Теперь оказалось, что нерабочий день может быть совсем и не праздничным. (А даже совсем наоборот). И установить такие дни имеет право Президент РФ своим актом.

Теперь п. 6 ст. 6.1 НК РФ предусматривает, что срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днём считается день, который не признаётся в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днём.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день – п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

 

На текущий момент

Сначала – Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206, которым будние дни в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 были объявлены нерабочими днями. Соответственно, сроки сдачи бухгалтерского баланса и налоговой отчётности, приходящиеся на эту неделю, были перенесены на 06.04.2020.

Однако в письме Минфина России от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589 чиновники сразу уточнили, что сроки сдачи налоговой отчётности и расчётов сдвигаются только для налогоплательщиков, для которых указанные дни объявлены нерабочими. Те налогоплательщики, которые продолжают работать в обычном режиме, должны представить отчётность в установленные сроки. К ним относятся, в частности, непрерывно действующие предприятия; медицинские организации и аптеки; организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости; организации, выполняющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Теперь дни с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно Президент РФ своим Указом от 02.04.2020 № 239 объявил также нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Получается, (с учётом поправок в ст. 6.1 НК РФ), что налоговые декларации и расчёты, срок сдачи которых приходится на период с 28.03.2020 по 30.04.2020, следует представить в налоговые органы не позднее 06.05.2020.

И самое главное! Президент РФ сразу уточнил, что если в борьбе с эпидемией будут серьёзные улучшения, то срок нерабочих дней может быть и сокращён. Соответственно, могут сдвинуться и сроки представления отчётности.

 

Пониженные тарифы по страховым взносам для малого и среднего бизнеса

Напомним, что порядок признания организаций и индивидуальных предпринимателей субъектами малого или среднего предпринимательства определён в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, субъектами малого предпринимательства признаются организации, среднесписочная численность которых не более 100 человек и доход не более 800 млн руб.

Субъекты малого и среднего бизнеса – плательщики страховых взносов, которые исчисляют страховые взносы в отношении выплат и вознаграждений физическим лицам на основании пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, получили право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Отметим, что представители этого сектора экономики зачастую жаловались на «непосильный» размер этих взносов.

С 1 января 2021 года в ст. 427 «Пониженные тарифы страховых взносов» НК РФ дополнена пп. 17 п. 1 и п. 2.1. Исчисление страховых взносов будет зависеть от размера выплаты физическому лицу и МРОТ. Напомним, что размер минимального размера оплаты труда с 1 января 2020 года установлен Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ в размере 12 130 руб.

Для исчисления суммы страховых взносов необходимо будет сравнивать:

- величину зарплаты и величину МРОТ за месяц;

- зарплату нарастающим итогом и предельную величину базы для исчисления страховых взносов.

На основании п. 6 ст. 421 НК РФ размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407 размер предельной величины базы на обязательное пенсионное страхование на 2020 год установлен как 1 292 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2020.

Для той части зарплаты за месяц, которая превышает МРОТ, с 01.01.2021 устанавливаются следующие пониженные тарифы:

- на обязательное пенсионное страхование: в пределах предельной величины и сверх неё – 10%;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;

- на обязательное медицинское страхование – 5%.

В отношении выплат, не превышающих МРОТ, применяются действующие тарифы, т.е. по совокупности применяется тариф в размере 30% (в ПФР - в пределах предельной величины базы – 22%, а свыше предельной величины – 10%; в ФСС РФ - 2,9%; в ФФОМС - 5,1%).

Соответствующие правки внесены в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – пп. 16 п. 4 ст. 33 и п. 19 ст. 33.

Несмотря на то, что указанные изменения вносятся только с 1 января 2021 года, исчислять страховые взносы по-новому субъекты малого и среднего предпринимательства будут с 1 апреля 2020 года. Это следует из ст. 5 и 6 Закона № 102-ФЗ.

Отметим, что в ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с 01.04.2020 Правительству РФ предоставлены примерно те же полномочия, что и в п. 3 ст. 4 НК РФ. Иначе говоря, продлевать сроки уплаты взносов, сроки представления отчётности и так далее.

 

При переходе на УСН

Не одним только днём текущим живут законодатели! К счастью, они нашли время внести правку в ст. 346.25 НК РФ, определяющей особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения.

Статья 346.25 НК РФ дополнена п. 2.2, который применяется с 01.01.2020. Компании и ИП, которые до перехода на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» применяли ЕНВД или ПСН, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведённые до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретённых для дальнейшей реализации. Они учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты. Поэтому в новом п. 2.2 ст. 346.25 НК РФ предусмотрено, что эти расходы учитываются в том отчётном или налоговом периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на УСН.

 

Налог на рантье

Как следует из Википедии, рантье́ - (фр. rentier от rente — рента) — это лица, живущие за счёт ренты, то есть доходов, получаемых с капитала, как правило, размещённого в виде банковских вкладов, ценных бумаг, доходной недвижимости, земли или бизнеса.

По процентам по банковским вкладам с 01.01.2021 и нанесён удар. «Досталось» и ценным бумагам. В п. 7 ст. 214.1 НК РФ пока ещё указано, что доходы в виде процента, (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено этой же статьей. Исключение составляют доходы в виде процента, (купона, дисконта), полученные по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 01.01.2017. С 01.01.2021 такого исключения не будет.

Внесены изменения в ст. 217 НК РФ, содержащую перечень доходов, освобождённых от обложения НДФЛ. С 01.01.2021 из п. 17.2 ст. 217 НК РФ удалено упоминание о доходах в виде дисконта, получаемых при погашении обращающихся рублёвых облигаций российских компаний, эмитированных после 01.01.2017 года. Также исключен п. 25, согласно которому до 01.01.2021 не облагаются НДФЛ доходы в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

Статья 214.2 НК РФ переписана полностью. Сейчас она называется «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам (остаткам на счетах) физических лиц в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях». Будет с нового года называться «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации».

 

Как сейчас?

В отношении процентов, получаемых по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты. По вкладам в иностранной валюте - исходя из 9 процентов годовых. Учитывая, что ключевая ставка установлена Банком России в размере 6%, то все проценты по рублёвым вкладам, размещённым под 11% и ниже, не облагаются НДФЛ.

В отношении процентов, получаемых по обращающимся рублёвым облигациям российских компаний, эмитированным после 01.01.2017, налоговая база по НДФЛ определяется как превышение суммы выплаты процентов над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов. Берётся ставка, действующая в течение периода, за который был выплачен купонный доход.

В отношении указанных доходов НДФЛ исчисляется, удерживается и перечисляется налоговым агентом.

 

Как будет?

В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, налоговая база определяется налоговыми органами как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 000 000 руб. и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.

Итак, сразу видно, что законодатель заменил упоминание о ставке рефинансирования на ключевую ставку. Напомним, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России было приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату. При этом Банк России с этой же даты не устанавливает самостоятельное значение ставки рефинансирования (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У).

При определении налоговой базы не будут учитываться доходы в виде процентов, полученных по вкладам и остаткам на счетах в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, а также по счетам-эскроу.

Напомним, что такое счета-эскроу. По договору счёта-эскроу банк открывает специальный счёт для учёта и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счёта (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором между банком, депонентом и бенефициаром. (Например, окончание строительства многоквартирного дома и передача квартиры дольщику). В силу п. 1 ст. 860.7 ГК РФ банк открывает, обслуживает счёт-эскроу, проверяет документы, которые позволяют бенефициару получить доступ к средствам на этом счёте, и закрывает его. Обратите внимание, что согласно ст. 860.8 ГК РФ ни депонент, ни бенефициар, как правило, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счёте-эскроу, пока бенефициар не выполнит условия договора.

Если вклад в российском банке номинирован в иностранной валюте, то проценты будут пересчитываться в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату фактического получения дохода.

Расчётом суммы НДФЛ по итогам налогового периода будут заниматься непосредственно налоговые органы на основании информации, предоставленной банками. Банки, в свою очередь, обязаны предоставлять налоговым органам не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным налоговым периодом, информацию о суммах выплаченных налогооблагаемых процентов в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода. Механизм предоставления информации разработает ФНС России – времени ещё достаточно.

Теперь о налоговых ставках. В силу поправок в п. 2 ст. 224 НК РФ рассматриваемый доход будет облагаться по ставке 13%, а не 35%. Кроме того, ставка в размере 13% будет применяться к этому доходу, даже если его получатель не является налоговым резидентом РФ. А это уже правка в п. 3 ст. 224 НК РФ.

Нетрудно предположить, что это «реверанс» в сторону тех наших граждан, которые доходы в виде процентов получали в России, а жили за её пределами – например, на Гоа.

Налоговых агентов по рассматриваемому процентному доходу не будет. Это закреплено в п. 2 ст. 226.1 НК РФ и п. 6 ст. 228 НК РФ. Налоговые органы будут высылать гражданину налоговое уведомление с указанием суммы исчисленного НДФЛ, а он должен будет уплатить налог в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Так указано в новой редакции п. 6 ст. 228 НК РФ.

Кстати, и указывать доход в виде рассматриваемых процентов в налоговой декларации гражданам не нужно – п. 4 ст. 229 НК РФ.

Ну и небольшая отсрочка. Новые правила обложения процентных доходов будут применяться только к тем доходам, которые граждане получат с 01.01.2021, а уплатить НДФЛ на основании налогового уведомления придётся до 1 декабря 2022 года.