12 мая 2020

ККТ и закупки у граждан: ФНС против Минфина

0 0
При закупке товаров у физических лиц для их дальнейшей реализации у организации (индивидуального предпринимателя) возникает обязанность в применении контрольно-кассовой техники и, соответственно, в выдаче кассового чека или бланка строгой отчетности, - считает ФНС России.

Никогда так не было, и вот опять! Письмо ФНС России от 13.04.2020 № АБ-4-20/6201@ прямо противоречит письму от 10.10.2019 № 03-01-15/77953. И чем руководствоваться? Речь идёт о применении ККТ. И тема такая, что обойти её при всём желании не получится. Правда, касается она не всех налогоплательщиков, а тех, которые закупают у физических лиц товары для их дальнейшей перепродажи.

Итак – позиция ФНС России. Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» ККТ применяется в обязательном порядке всеми организациями и ИП при проведении ими расчётов, за исключением случаев, установленных самим законом. В ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ определён термин «расчёты», под которым понимается, в частности, приём (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при проведении расчёта пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчётности на бумажном носителе.

Таким образом, в случае если деятельность компании или ИП направлена на приобретение товаров у физических лиц и их дальнейшую реализацию, то при проведении расчётов - выплат денежных средств физическому лицу за товар - у компании или ИП возникает обязанность в применении ККТ и выдаче кассового чека или бланка строгой отчётности.

Теперь напомним позицию Минфина России. Согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ расчёты – это, в частности, приём (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Под расчётами понимаются также приём (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты или авансов; зачёт и возврат предварительной оплаты или авансов; предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг или предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Учитывая взаимосвязанные положения Закона № 54-ФЗ, ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги.

Таким образом, при выплате компанией денежных средств физическому лицу за приобретаемый у такого лица товар применение ККТ не требуется.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечёт наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, произведённого без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

- на юридических лиц - от 3/4 до одного размера суммы расчёта, произведённого с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Так что до того момента, пока чиновники договорятся о том, как правильно трактовать положения ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, (на который ссылаются и Минфин России, и ФНС, но понимают совершенно противоположным образом), или пока вопрос не решит суд, ККТ в рассматриваемой ситуации лучше пока применять. Во избежание…

Теги публикации: ККТ