21 января 2019

История одного урегулирования сальдо по страховым взносам

0 0

Сколько времени и сил тратит предприниматель на урегулирование недостоверной задолженности по страховым взносам на 1 января 2017 года, переданной налоговым органам территориальными органами Пенсионного фонда России?

Может ли добросовестный плательщик страховых взносов рассчитывать на то, что вовремя уплаченные суммы не создадут ему проблем во взаимоотношениях с налоговыми органами? Прошлый год показал мне на личном примере, что для этого придётся потратить много времени (около полугода), написать стопку жалоб, заявлений, уведомлений. 

С 01.01.2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование перешло от Пенсионного фонда в ведение налоговых органов. С этого момента страхователи (плательщики страховых взносов) столкнулись с рядом проблем, ощутив на себе отсутствие выработанного механизма по взаимодействию между органами.  

Следует отметить, что уже прошло два года с момента передачи налоговым органам функции по администрированию страховых взносов, однако, несмотря на многочисленные жалобы, государственные органы так и не смогли наладить взаимодействие.

Суть проблемы заключается в том, что территориальные подразделения Пенсионного фонда России передают налоговым органам недостоверные сведения о состоянии расчетов страхователей по страховым взносам, что порождает выставление необоснованных требований об уплате задолженности. Как результат, предприниматель вынужден тратить свое время, деньги и нервы, доказывая факт отсутствия задолженности.

На практике исключение сведений у налоговой инспекции об отсутствии задолженности и аннулирование требования занимает минимум полгода, даже в ситуациях, когда Пенсионный фонд подтверждает наличие ошибки и при условии активных действий со стороны страхователя. В то время как согласно Соглашению между ФНС, ПФР и ФСС РФ от 29.03.2017 №ЗИ-4-22/5829/02-11-08/06-02-1298П/НП-30-26/4396@ в случае недостоверных данных в сальдо расчетов ПФР и ФСС России необходимо в оперативном порядке организовать предоставление в налоговые органы сведений по учтенному сальдо расчетов одновременно с уточненными сведениями об урегулировании задолженности.

Кроме того, совместным письмом ФНС и ФСС РФ от 15.09.2017 № 02-11-10/06-02-3959П/3н-4-22/18490@, а также совместным письмом ПФР и ФНС от 01.09.2017 № НП-30-26/13859/3н-4-22/17710@ установлены сроки для передачи информации по уточненному сальдо. При этом страхователь может напрямую обратиться с заявлением в ФНС, а ФНС в течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя направляет запрос сведений в ПФР. ПФР в свою очередь за 20 рабочих дней должен передать достоверные сведения.

Итак, реальная история урегулирования сальдо по страховым взносам на 01.01.2017 года.

29.12.2017 года мной были оплачены страховые взносы за периоды до 01.01.2017 года.

07.02.2018 в мой адрес как плательщика страховых взносов поступило требование налогового органа об уплате задолженности по страховым взносам в сумме 13 942, 52 руб.

09.02.2018 я как страхователь обратилась в территориальный ПФР для проведения сверки расчетов, по результатам которого ПФР признал, что данные, переданные в налоговые органы, являются некорректными и направил в адрес ИФНС уточненное сальдо.

12.02.2018 я обратилась в налоговый орган с просьбой отозвать необоснованно выставленное требование, однако 02.03.2018, сославшись на то, что уточненное сальдо к ним не поступило, в отзыве требования было отказано.

05.03.2018 страхователь обратился в территориальный ПФР с заявлением о необходимости в оперативном порядке организовать представление в налоговый орган достоверных сведений. В ответ 03.04.2018 ПФР сообщил, что в ИФНС была направлена уточненная информация 09.02.2018.

12.03.2018 страхователь обратился с жалобой в Управление ФНС по г. Москве.

11.04.2018 в ответ на жалобу Управление ФНС по г. Москве указало, что в электронном файле, поступившем 15.02.2018 из ПФР, при формально-логическом контроле выявлена ошибка документа, протокол с описанием ошибки направлен в ПФР.

12.04.2018 от ИФНС поступило письмо о том, что за плательщиком страховых взносов числится задолженность, основанием для урегулирования задолженности является уточненное сальдо, переданное в электронном формате из ПФР.

28.04.2018 страхователь обратился с жалобой в ПФР о бездействии сотрудников.

15.05.2018 страхователь обратился в ИФНС с целью прояснить ситуацию относительно поступления от ПФР уточненного сальдо.

01.06.2018 ИФНС ответила, что перенаправила заявление страхователя в ПФР, напомнив, что основанием для урегулирования задолженности в инспекции, является уточненное сальдо, переданное электронными файлами из ПФР, данные сведения на бумажном носителе не подлежат отражению в базе данных инспекции.

04.06.2018 страхователь обратился в ПФР с запросом информации о статусе урегулирования сложившейся ситуации.

06.06.2018 ПФР проинформировал о направлении электронного файла с уточненными сальдо остатками в ИФНС.

Лишь 10.07.2018 ИФНС, получив уточненное сальдо, отозвала необоснованно сформированное требование.

В рассматриваемом случае, несмотря на письменные требования и жалобы страхователя, достоверные данные передавались полгода. Как видно, в этой ситуации, страхователь, заняв принципиальную позицию, совершал активные действия для урегулирования задолженности. А что же происходит в случаях, когда страхователь оставляет ситуацию вне своего контроля?

Следует отметить, что на практике к техническим сложностям добавляется человеческий фактор, грубо говоря, нежелание сотрудников ПФР и ФНС надлежащим образом исполнять свои обязанности. 

Возможно, в этом году ситуация изменится в лучшую сторону…

Юлия Андреева,

советник, адвокат, соруководитель практики Частных клиентов адвокатского бюро S&K Вертикаль, член Палаты налоговых консультантов

 

Теги публикации: Страховые взносы