23 ноября 2018

Если заключается договор с местными органами власти

0 0
Минфин России настаивает, что при реализации прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности или распоряжении муниципального образования, налогоплательщиками НДС являются органы местного самоуправления.

В письме Минфина России от 01.11.18 № 03-07-11/78754 рассматривается ситуация, когда местные органы власти предоставляют организациям право на размещение и установку рекламных конструкций. Вопросы такие: нужно ли платить НДС, и кто его должен платить?

Чиновники ответили так. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признаётся объектом обложения по НДС. В п. 2 ст. 146 НК РФ и в ст. 149 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС, а также не подлежащих налогообложению. Операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций в данные перечни не включены. В этой связи операции по предоставлению прав на заключение указанных договоров подлежат обложению НДС.

В п. 3 ст. 161 НК РФ установлены особенности уплаты НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, а также при реализации или передаче на территории РФ имущества, не закреплённого за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях НДС в бюджет уплачивают налоговые агенты - арендаторы, покупатели или получатели указанного имущества.

При реализации прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности или распоряжении муниципального образования, особенностей уплаты НДС в НК РФ не установлено. Таким образом, при проведении таких операций плательщиками НДС являются органы местного самоуправления. Аналогичное мнение было и в письме Минфина России от 27.09.17 № 03-07-11/62674. (См., также, письмо Минфина России от 01.03.06 № 03-04-05/03).

Но вот незадача! Стандартная дописка чиновников, что их мнение никого ни к чему не обязывает, оказалось пророческим. У арбитражного суда по данной ситуации оказалось совершенно иное мнение.

В Постановлении АС Московского округа от 03.10.18 по делу № А40-212490/2017 Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы с треском разгромил противника. Что особенно любопытно, судился Департамент не с налоговиками, а с компанией, которая право на установку рекламы как раз и выиграла. Именно она пыталась доказать, что Департамент должен исчислять и платить НДС по сделке по передаче указанного права!

Департамент же настаивал, что имеет право на применение пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ. Здесь указано, что в целях уплаты НДС не признаётся объектом налогообложения выполнение работ, оказание услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определённой сфере деятельности. Это правило работает в случае, если обязанность выполнения указанных работ или оказания услуг установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Суд принял такое решение. Порядок участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определён в ст. 125 ГК РФ. Так, здесь предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Департамент, являясь структурным подразделением Правительства Москвы и выполняющий управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, муниципальное имущество в оперативное управление не получал. В его функции входит заключение возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования. Однако плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносилась обществом в местный бюджет.

Следовательно, возможность установки и эксплуатации рекламных конструкций предоставлялась обществу непосредственно муниципальным образованием как собственником соответствующего имущества.

Соответственно даже наличие у Департамента статуса юридического лица в данном случае ничего не значит. Исчислять и платить НДС он не должен на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ. А п. 3 ст. 161 НК РФ к данной ситуации не применим. В итоге мы имеем, что выводы Минфина России и суда полярны.

Письмо Минфина России от 01.11.18 № 03-07-11/78754


Теги публикации: НДС