23 июня 2020

Добросовестность налогоплательщика должна поощряться

0 0
Какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, при том что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.

В письме ФНС России от 03.06.2020 № БС-4-21/9134@ чиновники напоминают, что если владелец земельного участка платит земельный налог исходя из той кадастровой стоимости, которая официально зафиксирована на 1 января налогового периода, то ему нельзя затем пересчитать налог, даже если налоговые органы сочтут размер этой кадастровой стоимости ошибочным. Так решил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2019 № 13-П.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесённая в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости. При представлении органами Росреестра в налоговые органы сведений о кадастровой стоимости в составе специальной формы, предусмотрена возможность указания момента для начала применения кадастровой стоимости земельного участка.

Вместе с тем, необходимо учитывать положения п. 3 ст. 391 НК РФ, согласно которым организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно - на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им. Данную норму, как отмечает ФНС России, следует применять исходя из выявленного КС РФ конституционно-правового смысла в системе действующего правового регулирования - Постановление КС РФ от 28.02.2019 № 13-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 391 НК РФ. Итоги этого дела ФНС России письмом от 04.03.2019 № БС-4-21/3834 разослала всем налоговикам на местах для исполнения.

Суть дела такова. У компании возник конфликт с местными властями по поводу кадастровой оценки земельных участков. Комиссия по спорам встала на сторону компании. Но уже после её решения власти приняли новое постановление о размере кадастровой стоимости. Но вышло так, что данные из постановления попали в Росреестр раньше, чем по решению комиссии. И поэтому Росреестр занёс в ЕГРН данные из решения комиссии, как последние поступившие. Компания платила налог строго по этим данным. Но когда налоговики начали проверку, то решили, что она должна была исчислять и уплачивать налог исходя из сведений, указанных в постановлении, а не решении. И даже ВС РФ встал на сторону налоговиков.

Защитил интересы компании Конституционный Суд РФ, указав, что п. 3 ст. 391 НК РФ не может служить основанием для возложения на налогоплательщика, добросовестно уплатившего налог исходя из сведений ЕГРН, предоставленных ему публичным субъектом, неблагоприятных последствий в виде недоимки и пени, из-за того, что была проведена новая кадастровая оценка, сведения о которой отсутствовали в ЕГРН по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода. Какие-либо действия или бездействие государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН спорной кадастровой стоимости, не имеют отношения к налоговой обязанности компании.

Теги публикации: Земельный налог