30 января 2019

Без права на вычет

0 0

При уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) доход у физического лица — нового кредитора возникает при возвращении должником денежных средств в соответствии с решением суда. Но права на вычет, по мнению Минфина России, нет.

Письмом Минфина России от 17.12.2018 № 03-04-05/91662 чиновники продолжают дискриминацию финансовых сделок между физическими лицами. Фактически парализуются такие сделки, как уступка права требования.

В этом письме рассматривается ситуация по уступке прав требования на получение от физлица денежных средств, обязанность по возвращению которых установлена решением суда. Однако в данном случае совершенно неважно, на основании чего возникло право требования – на основании судебного решения, или чего-то другого. Итог будет один.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. В п. 3 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что для доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

В пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве. При заключении указанных договоров налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму его расходов, связанных с приобретением такого имущественного права.

Возможность учёта при определении налоговой базы расходов по сделке уступки права требования по иным договорам в ст. ст. 218 - 220 НК РФ не предусмотрена. (См., также, письмо Минфина России от 24.03.2016 № 03-04-05/16489).

При получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, или, по его поручению, на счета третьих лиц.

Таким образом, при уступке прав требования кредитором другому лицу, доход у физического лица - нового кредитора возникает при возвращении должником денежных средств в соответствии с решением суда.

Как-то «забыли» чиновники указать про момент возникновения дохода у «старого» кредитора, но, впрочем, и так всё ясно.

Некий гражданин добился через суд права требовать денег от другого гражданина. Предположим, что это право он не безвозмездно, но по номиналу, передал третьему гражданину. А этот третий гражданин продал также по номиналу это право четвёртому, а тот уже получил возмещение непосредственно от должника. В результате, по мнению, чиновников, первый, второй и третий кредитор должны заплатить по 13 процентов с полученных сумм. Ведь вычеты в виде стоимости приобретения права требования для них не предусмотрены.

Таким нехитрым способом в бюджет перейдёт 39 процентов от суммы самого долга! А если цепочка перепродавцов будет достаточно длинной, то сумма НДФЛ может превысить саму сумму долга!

Ещё в Постановлении Президиума ВС РФ от 22.07.2015 № 8-ПВ15 суд указал, что в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, в силу положений ст. 41 НК РФ, налогооблагаемой базой по таким договорам является экономическая выгода. Она определяется в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено. В Определении КС РФ от 27.10.2015 № 2539-О суд указал, что совершенно согласен с вышеприведённым решением ВС РФ.

Почему в Минфине России так упорно игнорируют решения высших судов по этому вопросу – непонятно.

Письмо Минфина России от 17.12.2018 № 03-04-05/91662

Теги публикации: НДФЛ